Posted 8 февраля 2015,, 21:00

Published 8 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:59

Updated 8 марта, 03:59

Все в Минск

Все в Минск

8 февраля 2015, 21:00
Лидеры России, Украины, Германии и Франции попытаются найти компромисс и добиться мира в Донбассе в следующую среду в Минске, где в прошлом году была достигнута первая и на сегодняшний день единственная договоренность по урегулированию ситуации. Трехсторонние переговоры в Москве с участием канцлера Германии Ангелы Мерк

Всю вторую половину прошедшей недели Запад и Россия старались договориться о путях разрешения украинского кризиса. Все началось в среду, с неожиданного известия о том, что Меркель и Олланд в следующие два дня приедут в Киев и Москву с неким планом мирного урегулирования. Новость об этом стала особенно сенсационной в свете событий, которые ожидались в четверг и пятницу. В эти дни должны были пройти сначала встреча глав министров обороны стран НАТО, потом Мюнхенская конференция по безопасности. На обоих этих мероприятиях, как ожидалось, лидеры европейских стран будут обсуждать стратегию «сдерживания» России.

Но вместо пикировки получилось принципиально иное: о сколько-нибудь значимых антироссийских мерах речь не шла даже на встрече министров стран НАТО. Напротив, в тот же день Олланд сделал прямо-таки сенсационное заявление о том, что его страна выступает против вступления Украины в Северо-атлантический альянс. Причем французский президент недвусмысленно дал понять, что такая позиция его страны обусловлена именно позицией России. То есть, по существу, представитель ведущей страны НАТО признал то, против чего ранее яростно выступали представители этой организации: Олланд признал за Москвой право «вето» на прием других стран в альянс.

Судя по всему, это заявление должно было стать прелюдией к нелегкому диалогу в российской столице. Однако, как с сожалением констатировал глава МИД Германии Вальтер Штайнмайер в своем выступлении на Мюнхенской конференции, «после состоявшихся на этой неделе переговоров мы все еще далеки от решения» ситуации на Украине. По итогам пятничных переговоров в Москве пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков не сделал каких-либо заявлений, касающихся сути диалога. Он лишь сказал, что предстоит еще телефонная беседа трех лидеров в воскресенье. А в воскресенье уже сам президент Путин сообщил о том, что 11 февраля состоится новая встреча в Минске, в формате «нормандской четверки», то есть с участием лидеров России, Украины, Франции и Германии. Проще говоря, были подтверждены слова Штайнмайера о безрезультатности переговоров прошлой недели.

Официальных разъяснений, с каким именно планом приехали Меркель и Олланд, не прозвучало. Судя по утечкам в западную прессу, речь шла о некой разновидности «приднестровского варианта»: Украина гарантирует официальный статус ДНР и ЛНР (возможно, статус автономии). Олланд также говорил в беседе с французскими журналистами о необходимости создания демилитаризованной зоны в районе вооруженного конфликта.

Показательно неучастие в переговорах представителей США. Госсекретарь Джон Керри ограничился лишь визитом в Киев, видимо, умышленно предоставив миротворческую роль европейцам. «Американцам не нужно себя ассоциировать с каким-то дипломатическим процессом, – заметил в беседе с «НИ» политолог Федор Лукьянов. – Они играют роль наблюдателя, который в подходящий момент может все сломать или поддержать. Если будет успех – скажут, европейцы его достигли в координации с нами. Если будет провал – то разведут руками».

Впрочем, просто «развести руками» у администрации Барака Обамы вряд ли получится: как в Республиканской, так и в его собственной Демократической партии на него нарастает давление с целью разрешить поставки летального оружия Украине. Пойти на этот шаг, чреватый в лучшем случае еще большим ухудшением отношений с Россией (а в худшем – прямым военным столкновением двух стран), Обама явно не хочет. «Поэтому американцы хотят заручиться поддержкой всех членов НАТО, среди которых по этому вопросу имеется глубокий раскол. Германия выступает против. Но если переговоры провалятся, у противников поставки оружия будет меньше аргументов для возражений», – уверен Лукьянов.

"