Posted 8 февраля 2005,, 21:00

Published 8 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

«Президент захочет иметь управляемого преемника»

«Президент захочет иметь управляемого преемника»

8 февраля 2005, 21:00
Дискуссия о необходимости внесения изменений в Российскую конституцию, затеянная в конце минувшего года президентом Фонда эффективной политики Глебом Павловским, получила неожиданное продолжение. Вчера глава конкурирующего с ФЭП Института национальной стратегии Станислав Белковский презентовал свою концепцию нового Осн

Еще в середине декабря президент ФЭП Глеб Павловский заявил «Новым Известиям», что пришла пора разобраться, в каком государстве мы живем. Он считает, что главная беда – размытость полномочий властных институтов, что чревато провалами в государственной политике. Г-н Павловский заявил, что пора всерьез подумать над внесением изменений в Основной закон страны. Но дальше констатации факта несоответствия нынешнего государственного устройства Конституции 93-го года Глеб Олегович пойти не рискнул.

А вот его давний оппонент Станислав Белковский не стал стесняться и представил вчера народу свое видение перспектив развития государства. Стоит отметить, что два матерых политолога «скрещивали шпаги» и в «деле ЮКОСа», и на украинских выборах (Павловский «играл» за Януковича, а Белковский – за Ющенко). Теперь Станислав Александрович, похоже, вновь решил перехватить инициативу. Он говорит не о неких «точечных» правках в Основном законе, а о принципиально новой Конституции. «Новая модель государства предполагает наличие священного характера верховной власти, вынесенного за пределы политического поля, – заявил он корреспонденту «НИ. – Такой властью является президент. Номинально он избирается на семь лет, но в принципе он может оставаться у власти неограниченно долго. Поэтому сам президент не участвует в политическом процессе, не является представителем одной из партий и не формирует социально-экономическую политику. Он только назначает судей, генерального прокурора и председателя Национального банка. Все вопросы экономики, социальной сферы, а также общественное регулирование правопорядка относятся к компетенции правительства, которое формируется парламентским большинством». При этом, по мнению г-на Белковского, срок полномочий кабинета министров должен ограничиваться 4 годами. Но не исключен в данной системе и вотум недоверия правительству, если парламент обращается к президенту с соответствующей просьбой.

Надо отметить, что некоторые предложения Института национальной стратегии идут вразрез с политикой властей, которые усиленно строят свою вертикаль. «Мы считаем, что правовая унификация на всем пространстве страны не нужна. То есть могут быть существенные различия в законодательстве между различными регионами. При этом мы предлагаем придать официальный статус языкам всех народов России, тем самым подчеркнув роль нерусских – представителей других национальностей – в формировании России как единого целого», – заявил «НИ» политолог.

По его словам, власть находится сейчас в концептуальном тупике и не способна создать эффективную систему отношений между Центром и регионами. «После Украины, Грузии и последних, прямых выборов губернатора стало понятно, что логика политических технологий не работает, во власти не осталось мыслителей, способных выдвигать стратегические идеи, в том числе защищающие институт президентства от потрясений»,– убежден политолог.

Тем не менее, по его сведениям, в недрах кремлевской администрации зреют поправки в Российскую конституцию. Вызреют они, якобы, к началу следующего года. Курируют процесс, по словам политолога, глава администрации Дмитрий Медведев и его зам Владислав Сурков. «Но у них ничего не выйдет, поскольку, подходя чисто бюрократически, они будут ориентироваться на гипотетическое желание Путина остаться у власти после 2008 года, – считает г-н Белковский. – Хотя, зная психологию главы государства, могу сказать, что он скорее захочет контролировать ситуацию, иметь управляемого преемника, чем править самому».

Глеб Павловский, которого «НИ» попросили прокомментировать дерзновенный проект коллеги-конкурента, заявил: «Идея для Стаса не новая. Он же является, как известно, поклонником государственной модели Муссолини, и этого не скрывает. Он рассчитывает на то, что в верхах власти иногда возникают спазмы безумия, но они все-таки не такие великие и повальные, чтобы вводить какую-то небывалую смесь моделей правления».

"