Posted 7 декабря 2014,, 21:00

Published 7 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:12

Updated 8 марта, 04:12

«Учить патриотизму бессмысленно»

7 декабря 2014, 21:00
Правительство РФ утвердило основы государственной молодежной политики до 2025 года. В числе целей – воспитание гражданственности и патриотизма, обеспечение благоприятных условий для самореализации молодежи. Условия будут обеспечивать путем создания неформальных студенческих клубов и проведением разнообразных тематическ

В документе, подписанном премьером Дмитрием Медведевым, сказано, что в государстве интересы и потребности молодежи «учитываются при реализации программ социально-экономического развития». Однако вместе с тем «существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера». Проблемным фактором является «деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях экономического расслоения… могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе».

Для воспитания гражданственности и патриотизма проектом предусмотрено активизировать работы со студенческим сообществом, создавать неформальные студенческие клубы, проводить разнообразные тематические форумы для студентов, а также молодых ученых и специалистов из разных областей науки, бизнеса, производства. Сегодня, указано в документе, в России проживает 33,22 млн. граждан в возрасте от 14 до 30 лет.

Доктор педагогических наук, президент «Всероссийского фонда образования» Сергей Комков считает, что воспитать гражданственность и патриотизм у молодежи удастся только в случае, если проект «наполнят» достаточными суммами, призовут к его реализации профессионалов и создадут полноценные условия жизни для молодого населения. «На мой взгляд, для успешного результата необходимы три составляющие, – заявил ученый «НИ». – Первая. Создать целую сеть творческих клубов разной направленности. Дать должное финансирование. Пригласить для работы со студентами подлинных специалистов. Достойно оплатить их труд. Вторая. Правильно организовать студенческое движение. У многих вузов нет ресурсов для организации мероприятий. Надо по-настоящему увлечь студентов разного рода деятельностью, которая будет одновременно интересной и полезной. Третья. Проект отчего-то упускает из виду старших школьников. А ведь именно в таком возрасте формируется мировоззрение и отношение к происходящим вокруг событиям. Их обязательно нужно привлечь. Из школ давно ушли политические организации. Туда следует вернуть другие молодежные движения».

У известного актера Олега Басилашвили иное отношение к созданным властями основам. «Как можно воспитать гражданственность и патриотизм?! – высказал свою позицию «НИ» артист. – Вот если молодые люди будут видеть, что их родители работают на стабильных предприятиях, будут знать, что после завершения обучения в вузах найдут достойную работу, – такие чувства возникнут без всяких «основ». Как возникают они у молодежи во многих других государствах. Какие бы суммы ни вложили в реализацию этого проекта – они не повысят уровень жизни студентов и их близких, не создадут новые рабочие места, не повысят качество медицинских услуг. Учить патриотизму бессмысленно. Большие деньги нужно «вкладывать» в молодежь по-иному: улучшать качество образования в школах, вузах и других учебных заведениях, увеличивать их финансирование, повышать зарплату молодым специалистам. Родину молодые россияне любят. Но любовь к ней и патриотизм – не одно и то же».

Кинорежиссер Алексей Симонов солидарен с мнением актера. «Даже обычное воспитание дать юному человеку нелегко. А что говорить о воспитании гражданственности и патриотизма? – сказал «НИ» г-н Симонов. – Надо отметить, патриотизм – чувство не универсальное. Мои чувства такого характера сформировались в четырехлетнем возрасте, в период Великой Отечественной войны. Слышал о победах нашей армии, радовался, гордился за страну. Однако во взрослом возрасте узнал, что та война была не совсем такой, как ее представляет наша история. Чувства несколько изменились. Но удовлетворение от того, что мы победили, все же осталось». По мнению режиссера, для воспитания патриотизма и для обеспечения благоприятных условий для самореализации молодежи избран не очень верный способ. «Сейчас воспитывают путем сокрытия подлинных исторических фактов, путем внушения неправдивой информации о нынешних реалиях. В воспитательные программы вкладывают немалые деньги, которые, действительно, следует израсходовать на иные цели. Нужные молодежи», – заключил Алексей Симонов.

"