Posted 7 декабря 2014,, 21:00

Published 7 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:12

Updated 8 марта, 04:12

На пороге кризиса

На пороге кризиса

7 декабря 2014, 21:00
По словам замминистра экономического развития Алексея Ведева, реальные зарплаты в России в следующем году снизятся на 3,9%, тогда как предыдущий прогноз предполагал их рост. Реальные располагаемые доходы населения также сократятся почти на 3%. Все это произойдет на фоне высокой инфляции и роста безработицы. Под угрозой

Как отмечают в Минэкономразвития, уровень фонда оплаты труда на сегодняшний день в стране находится на историческом максимуме, что провоцирует высокие издержки у производителей отечественных товаров. Собственно, это утверждение и является главным постулатом нынешней экономической доктрины России, в основе которой лежит добыча сырья и торговля им за рубеж. Уровень оплаты труда при таком подходе полностью зависит от мировых цен на энергоресурсы. Высокие технологии и научные открытия, то есть продукты интеллектуального труда, в этой системе функционирования экономики не нужны. Следовательно, спроса на «мозги» в стране нет, а класть асфальт и строить дома могут мигранты, на оплате неквалифицированного труда которых можно сильно сэкономить. Вот только непонятно, кто от этого в конечном итоге выиграет. Фактически власть сама себя ставит под удар.

Дело в том, что в условиях сырьевой экономики если стоимость продаваемых за рубеж товаров снижается, то объем ВВП автоматически сокращается, так как иных источников дохода, кроме экспортных, не существует. Внутренний спрос в такой экономической модели обеспечивается в основном импортными товарами, купленными на средства от продажи нефти и газа. Девальвация рубля при этом бьет по местным производителям, привыкшим работать на импортном сырье и за счет дешевых кредитов, взятых за рубежом. У них резко повышается стоимость выпускаемой продукции, что вызывает падение продаж и оборотных средств для осуществления деятельности. А отдавать долги в отсутствии денег не умеют ни предприятия, ни люди. Таким образом, впереди Россию ждет череда банкротств, причем тем же сырьевикам и далеко не бедствующим банкам государство будет давать деньги из казны, а небольшим предприятиям и населению предстоит выживать самостоятельно.

По прогнозам МЭР, оценка безработицы в 2015 году повышена с 6,1% до 6,4% от экономически активного населения. Казалось бы, разница невелика, но за этими долями процента сотни тысяч семей и миллионы людей, чьи доходы резко упадут. По сообщениям региональных властей, колебание курсов валют и санкции уже привели к закрытию отдельных предприятий. Производства останавливаются, не получая импортного сырья. Вместе с тем зарубежные поставки делают выпускаемую продукцию дорогой и неконкурентоспособной, что ведет к вынужденному прекращению деятельности предприятий и сокращению рабочих мест.

О необходимости господдержки попавших под валютный пресс предприятий заявляли, в частности, депутаты Калининградской области, власти Мурманска. Хотя схожая ситуация сейчас наблюдается во всей стране, так как зависимость российских производителей от импортного сырья и оборудования в некоторых отраслях достигает более 90%. К примеру, в электронной промышленности практически все технологическое оборудование, а также сырье и расходные материалы для него производятся за границей. Россия не может в настоящее время выпускать даже самые простые металлорежущие станки – предприятия по их производству были закрыты в отсутствии спроса.

По данным Росстата, в октябре текущего года общая численность безработных в России выросла по сравнению с сентябрем на 151 тыс. человек и составила 3,9 млн. человек, или 5,1% экономически активного населения. Это максимальный показатель за весь 2014 год.

Зарплатные предложения работодателей, по оценкам рекрутинговых агентств, однозначно оценить трудно. В ноябре, в частности, они выросли в среднем по стране на 1,2%. Однако учитывая, что инфляция за год приблизилась к уровню 10%, реальные зарплаты россиян ежемесячно снижаются. Причем, как отмечает ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Александра Полякова, реальные доходы населения быстрее падают в тех регионах, где наполнение потребительской корзины более чувствительно к импорту и, наоборот, ощущается в меньшей степени в регионах, где импортозамещение более значительно. «Все зависит от степени удаленности от границы и от крупных логистических центров – удаленные территории лучше снабжаются продукцией российского производства, что, впрочем, не снимает вероятности повышения цен на нее ввиду наличия инфляционных ожиданий у продавцов и производителей», – пояснила она.

По мнению эксперта, большинство российских предприятий оказались уязвимыми из-за слабого рубля. Однако степень зависимости от данного фактора у всех разная. В частности, импортозависимые предприятия в части поставок сырья, комплектующих, расходных материалов и товаров для перепродажи больше всего пострадают из-за роста обменного курса и торговых ограничений. Импортозависимые в части оборудования и запчастей пострадают через несколько месяцев – на это повлияет размер сформированных запасов. И наконец, абсолютно все предприятия, имеющие валютные обязательства, вне зависимости от вида деятельности в настоящее время испытывают сильное финансовое давление.

Снижение реальных зарплат коснется и бюджетного сектора. Так, в следующем году уже отменена индексация окладов федеральных госслужащих, хотя по законодательству они должны ежегодно увеличиваться на уровень инфляции.

Следствием падения доходов россиян станет уменьшение их покупательной способности. Так, объем розничного товарооборота и услуг, по данным МЭР, в следующем году снизится на 3,8% к 2014 году. Вместе с тем экономисты подсчитали, что покупательная способность россиян сократится на треть, что повлечет за собой и изменения в структуре торговли – мелкие предприятия будут вынуждены закрываться, а крупные, напротив, станут объединяться и за счет этого смогут сокращать издержки и удерживать цены на высоком уровне.

На сокращение реальных доходов населения будет давить и долговой пресс. В следующем году объем выплат по кредитам физических лиц должен вырасти с 1,8 до 2 трлн. рублей, что неизбежно приведет к еще большему росту просроченной задолженности. Напомним, что в текущем году, по оценкам ЦБ, за период с января по ноябрь совокупный размер займов, по которым не поступают платежи в течение 90 дней, увеличился на 52% – с 550 до 840 млрд. рублей. К примеру, на Кубани объем просрочки в текущем году прибавил 75%, составив 25 млрд. рублей. Схожая ситуация наблюдается и в других регионах страны.

По мнению экономиста Владислава Гинько, в ближайшие годы денег у населения России точно не прибавится. «Если в кармане 100 рублей, то невозможно купить товаров больше, чем на эту сумму, а с учетом того, что импортные товары сильно подорожали, возникает естественный вывод об ухудшении жизни людей», – пояснил он «НИ». Однако, по мнению эксперта, здесь может возникнуть такая же ситуация, как и в кризис 1998 года, когда в структуре потребления на смену импорту пришли отечественные товары. Но заменить, к примеру, зарубежные лекарства будет невозможно, так как они в России не выпускаются, следовательно, это ударит по пенсионерам и другим страждущим. Эксперт считает, что в данном случае нужна господдержка, с помощью которой предприятия в короткий срок смогли бы наладить выпуск дешевых российских аналогов лекарственных препаратов: «ведь вкладывается же государство в автопром, а лекарства гораздо важнее для населения, чем автомобили». Но, видимо, в вопросах приоритетов, кому и на что раздавать бюджетные деньги, мнения собеседника «НИ» и российского правительства не совпадают.

"