Posted 8 октября 2019,, 14:19

Published 8 октября 2019,, 14:19

Modified 7 марта, 15:30

Updated 7 марта, 15:30

Наказание неосужденных: почему подозреваемых ограничивают в личных тратах

Наказание неосужденных: почему подозреваемых ограничивают в личных тратах

8 октября 2019, 14:19
Конституционный суд России отклонил иск международной правозащитной группы «Агора» по поводу поправок к закону о блокировке средств и ограничении расходов граждан, попавших в список террористов и экстремистов. «Агора» направила иск о правомерности таких поправок в Европейский суд по правам человека.
Сюжет
Деньги

Ирина Мишина

Что же на деле предлагает Росфинмониторинг? Ежемесячный лимит по тратам лиц, попавших в список экстремистов и террористов будет приравнен к прожиточному минимуму. Также у граждан, находящихся в списке экстремистов и террористов, будут заблокированы все счета и карты. Они смогут получать из своих доходов не более 10 тыс. рублей на одного члена семьи в месяц. Это ограничение в Росфинмониторинге пояснили так: « Данная мера направлена на противодействие отмыванию полученных преступным путём доходов и финансированию терроризма».

Лимит в 10 тыс. рублей был установлен еще в 2013 году, до девальвации рубля. Теперь сумму скорректируют в соответствии с прожиточным минимумом в данном регионе. Это порадует не всех. Если, например, в Москве прожиточный минимум превышает 17 тысяч руб., то, например, в Тамбове он меньше 10 тысяч руб.

На сегодняшний день в федеральном перечне террористов и экстремистов находятся больше 9 тысяч человек. В отношении многих из них ведется предварительное следствие, дела еще не переданы в суд. Граждане порой попадают в список экстремистов и террористов просто по подозрению следствия, еще до судебного обвинения. Так, в сентябре в перечне оказался фигурант «московского дела», студент политологии НИУ ВШЭ Егор Жуков. Его задержали по статье об организации беспорядков, но в ходе расследования статью сменили на экстремистскую. В этот список также попала псковская журналистка Светлана Прокопьева, которую обвиняют в «оправдании терроризма». Светлана анализировала в своей колонке причины теракта, который совершил 17-летний Михаил Жлобицкий в здании ФСБ в Архангельской области.

«Исходя из презумпции невиновности, которая закреплена в УК и УПК РФ, пока лицо не признано судом виновным, то есть пока в отношении него не вынесен судом обвинительный приговор, эти поправки об ограничении в средствах и о блокировке счетов – более, чем спорны. Лицо на стадии следствия никто не имеет права ограничивать в правах, это противоречит всем законодательным нормам», - заявил «НИ» юрист международной правозащитной организации «Агора» Сергей Локтев.

Кого в настоящий момент могут признать виновным в экстремизме, точно определить невозможно. Например, студента ВШЭ Егора Жукова ограничат в доходах на основании его мыслей, высказанных на видеоканале на Youtube. Журналистку Светлану Прокопьеву, против которой возбуждено уголовное дело об оправдании терроризма, также , видимо, осудят за ее мысли, высказанные по поводу взрыва, совершенного Михаилом Жлобицким в здании регионального УФСБ Архангельска. Этими мыслями журналистка поделилась в эфире «Эхо Москвы в Пскове» и на сайте “Псковская лента новостей”.

«На каждом шагу мы слышим от представителей правоохранительных органов обращения к журналистам: «Нельзя никого осуждать до решения суда, нарушение презумпции невиновности карается законом!». И вдруг – закон начинает карать тех, кто еще не осужден. Я считаю, что это показательная мера, она направлена на то, чтобы дать понять, "как не следует себя вести". Если разбираться с точки зрения закона, то наложение финансовых санкций на человека, который еще не осужден судом – это противоправная ситуация, и мы обязательно будем добиваться ее обжалования в международных организациях», - заявил «НИ» адвокат Светланы Прокопьевой, юрист правозащитной организации «Агора» Виталий Черкасов. – «К примеру, есть основания полагать, что дело журналиста Светланы Прокопьевой будет прекращено за отсутствием состава преступления. В таком случае она по вине государства понесла страдания , попав под санкции, идущие в разрез с решением суда? Вообще, осуждать человека за его мысли – это нонсенс», - добавил Виталий Черкасов.

Эксперты сейчас спорят о том, что именно может быть отнесено к действиям, оправдывающим терроризм. "Скорее всего, будут действовать стандартные принципы – те же, что и при нарушении закона «Об оскорблении власти». Многое будет решать и лингвистическая экспертиза, которая уже сейчас порой затрудняется с определениями. Думаю, это общая линия запрета критики власти в целом – и в Интернете, и в СМИ», - считает директор центра правовой защиты СМИ Галина Арапова.

Так или иначе, поправки к закону о блокировке средств и ограничении в доходах лиц, подозреваемых в терроризме и его оправдании, вступают в противоречие в действующим законодательством. То, что государство считает это нормой, наводит на естественный вопрос: в правовом ли обществе мы живем, или что-то уже изменилось?

"