Posted 7 октября 2009,, 20:00

Published 7 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:21

Updated 8 марта, 07:21

Признаки дискриминации

Признаки дискриминации

7 октября 2009, 20:00
Европейский суд по правам человека приступил к рассмотрению жалоб представителей российских сексуальных меньшинств на запрет в проведении мероприятий в Москве. Об этом вчера сообщил организатор столичного гей-парада Николай Алексеев. По его мнению, решение Страсбурга может привести к тому, что изменится весь отечествен

Первая палата Страсбургского суда приняла решение объединить все поступившие жалобы на запрет гей-парадов в Москве. В одно производство включены иски по событиям мая 2006-го, мая 2007-го и мая – июня 2008 годов, а делу присвоено единое название – «Алексеев против России». Европейский суд на 10 страницах систематизировал все факты, изложенные в жалобах, и отвел российским властям срок до 20 января 2010 года для обоснования своей позиции по упомянутым запрещенным акциям.

Их организатор Николай Алексеев рассказал, что в документе особый акцент делается на «многочисленные дискриминационные высказывания представителей московских властей в отношении лиц гомосексуальной ориентации и мероприятий гей-парадов». По его словам, это первая российская жалоба по данной тематике, рассматриваемая ЕСПЧ. Собеседник «НИ» отметил, что дело ускорили несколько запросов членов Парламентской ассамблеи Совета Европы, Комитета европейского совета министров, «возмущавшихся, почему эта ситуация не разрешается никаким образом».

По-видимому, на суд повлияла и непреклонная позиция московских чиновников. Во всяком случае, мэр Юрий Лужков заявил, что столичные власти запрещали и будут запрещать пропаганду взглядов секс-меньшинств. По его мнению, гомосексуалисты могут стать одним из факторов распространения в городе ВИЧ. В письме Страсбургского суда в адрес российских властей также говорится, что, как только Европейский суд получит позицию РФ по данному вопросу, он оставляет за собой право принять одновременно и решение о приемлемости жалобы, и решение по существу дела. Напомним, что в жалобе три пункта. Это нарушение права на свободу собраний, отсутствие механизмов судебной защиты и дискриминация по признакам сексуальной ориентации.

Особенно далеко идущие последствия, по мнению Николая Алексеева, может иметь признание Страсбургом отсутствия в России механизмов судебной защиты, что противоречит Европейской конвенции о правах человека. «И дело тут уже не только в геях, – объяснил он. – Мы оспариваем механизм обжалования запрета любого публичного мероприятия в России. Тот механизм, когда ты можешь подать заявку о проведении мероприятия не раньше, чем за 15 дней, и не позже, чем за 10, не дает никакой возможности получения эффективного судебного решения, которое бы вступило в законную силу до даты проведения мероприятия». Г-н Алексеев уверен: Россия будет вынуждена полностью поменять порядок проведения публичных мероприятий после европейского вердикта. И касаться это будет не только секс-меньшинств, но и всех, в том числе оппозиционных движений, которым сейчас отказывают в проведении митингов и демонстраций.

Директору Пермского регионального правозащитного центра Сергею Исаеву, который выступал в защиту секс-меньшинств, ситуация видится не так однозначно. Напомним, что в 2005 году правозащитник подал иск против вице-мэра Перми Валерия Старикова, который предложил взимать двойную арендную плату с организаторов концертов, если они представляют нетрадиционную сексуальную ориентацию. Г-н Исаев предлагает проводить грань между нарушением прав сексуальных меньшинств и пропагандой гей-культуры. «Московские власти отказывают в проведении гей-парадов по двум причинам, – объяснил он «НИ». – Из-за невозможности обеспечения безопасности участников мероприятия и по причинам защиты общественной нравственности». И если с «очень грубыми заявлениями о сущности человеческой природы, которые власти делают публично, создавая нетолерантную среду», необходимо, по его словам, бороться, то пропагандировать гей-культуру неуместно, «учитывая общественное мнение и особенности российской ментальности».

"