Posted 8 сентября 2020,, 18:02

Published 8 сентября 2020,, 18:02

Modified 7 марта, 14:47

Updated 7 марта, 14:47

Наши цели - цифровая трансформация и образование

Национальные цели: государство запланировало цифровую трансформацию

8 сентября 2020, 18:02
Фото: ФБ
Наши цели - цифровая трансформация и образование
«Новые Известия» продолжают изучать национальные цели страны. Две цели из названных властью – развитие человеческого потенциала и цифровая трансформация – имеют прямое отношение к будущему граждан. Фактически правительство сделало переход в цифровую экономику главным направлением. С образованием всё сильно сложнее.

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

В России существует множество программ по переходу на цифровые технологии. Они есть в каждом министерстве, на федеральном и региональных уровнях, в медицине, образовании, строительстве и космической индустрии. До сегодняшнего дня все они, на которые тратились миллиарды долларов бюджетных денег, существовали отдельно друг от друга. Пришло время свести все цифровые усилия воедино. Власть взялась за будущее и назвала цифровую трансформацию одной их национальных целей.

Цифровая трансформация

То, что две цифры из десяти - 0 и 1 - стали главными в наше время, уже никто не спорит. Но путаница в терминологии стоит порядочная. Между тем, между понятиями: оцифровка, цифровизация и цифровая трансформация – есть существенная разница, говорит Юрий Хохлов, председатель Совета директоров Института развития информационного общества и научный руководитель кафедры цифровой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Оцифровка переводит аналоговые материалы в цифровой формат. Раньше мы слушали пластинки и смотрели фильмы на кассетах, а сегодня стриминговый поток единиц и нулей дает нам высококачественный звук и видео.

Цифровизация улучшает аналоговые процессы с помощью цифровых технологий, но радикально их не меняет.

Цифровая трансформация подразумевает качественные изменения, появление того, чего раньше не было.

- Когда мы говорим о цифровой трансформации, мы понимаем, что это – кардинальные изменения в поведении и гражданина, и организации, и власти под воздействием цифровых технологий. Это смена парадигмы, - уточняет Юрий Хохлов.

Под воздействием технологий изменяется не только экономика страны, но и вся социальная жизнь. Поэтому на вопрос, какие органы власти и управления будут участвовать в цифровой трансформации, эксперт отвечает коротко: все. В 2017 году была разработана национальная программа «Цифровая экономика», которая позже вошла в национальные проекты. Она и создавала условия для цифровой трансформации.

Каждый начальник на всех уровнях начинал свой цифровой проект. Например, в национальном проекте «Здравоохранение» есть проект «Цифровой контур», который призван трансформировать систему здравоохранения РФ. Национальный проект «Образование» включает «Цифровую образовательную среду». Есть ведомственный проект «Цифровая энергетика», который должен внедрить цифровые технологии в электроэнергетике, нефтегазовой и угольной промышленности.

- Проектов и инициатив у нас выше крыши, но базовая проблема, которая при этом есть, и она не решена – отсутствие единой точки сборки, где бы все эти инициативы были бы скоординированы. Это базовый изъян, который присущ всем многочисленным проектам, связанным с использованием цифровых технологий и цифровых данных, - говорит эксперт.

Цифровая трансформация проводилась, в зависимости от желаний и её понимания распорядителей соответствующих бюджетов, деньги расходовались на собственное усмотрение и в зависимости от уровня компетенции или фантазии ответственных чиновников. По сути, никто не знает, сколько страна уже потратила на все эти программы совокупно. Но наступление пандемии и весеннее падение цен на нефть положили конец этой вольнице. Сама программа «Цифровая экономика» сейчас секвестируется, а в лесу инициатив нужно будет навести порядок. Как сказал вице-премьер Белоусов, отвечающий за трансформацию, цифры появятся через месяц - полтора, не раньше. Заказчику – президенту Путину – проект представят 30 октября.

- Сколько будет потрачено из бюджета – никто не знает. Надо собирать все инициативы, о которых я вам говорил. Как федеральные, так и отраслевые и региональные. Речь может идти о десятках, если не о сотнях миллиардов долларов в год. Эти деньги заложены в самых разных программах. Кроме того, есть ещё и деньги бизнеса, которые также вкладываются в развитие цифровой трансформации,- говорит Юрий Хохлов.

Тем не менее, некоторое представление проект, опубликованный модным цифровым способом на телеграм-канале, о направлениях вложения бюджетных денег дает. Государство намеревается перевести все общение государства с гражданами в Интернет. Доля социальных услуг в электронном виде вырастет с 74,8% в 2018 году до 95% в 2030-м. 9 из 10 госуслуг должны быть доступны в электронном виде. 90% документооборота между чиновниками и ведомствами должно идти по Интернету. Эксперты говорят, что электронное правительство результативнее, а уровень коррупции ниже. ООН ввело индекс развития электронного правительства. Самые высокие показатели в 2018 году у Дании, Австралии и Южной Кореи. Россия тоже была в середине списка.

Цифровая трансформация – это не придумка российских властей. Министры G20 подготовили рекомендации для перехода в цифру в экономике, социальной сфере и в госуправлении. Кроме удобства и прозрачности, у такого способа общения с гражданами есть вполне материальный интерес: общение в сети в 50 раз дешевле личного, в 20 раз телефонного и в 30 раз пересылки документов по почте, цитируют «Ведомости» Отчет о цифровой эффективности правительства Великобритании.

Граждане России активно пользуются порталом Госуслуги. Там зарегистрировались в 2019 103 миллиона человек. В 2018 году самой популярной госуслугой в России было получение информации о размере пенсии – об этом спросили 5, 5 миллиона человек.

Слабым звеном российского электронного правительства остаются муниципалитеты. Только каждый десятый муниципалитет отвечает по уровню цифровизации требованиям вхождения в систему.

России есть на кого равняться. Лидером по уровню развития электронного правительства в Европе стала маленькая Эстония. Она создала для граждан единый аккаунт для общения с властями, а страна экономит на электронной коммуникации 2% ВВП в год. В России данные аккумулируются на уровне отдельных отраслевых систем.

Новые технологии – интернет, блокчейн, искусственный интеллект и машинное обучение - создают «симфонический оркестр», по определению Deloitte. Достигаемые синергии многократно повышают эффективность работы всего государства. В конце этого долгого пути граждане должны будут иметь только один документ – удостоверение личности. Все остальное должно храниться и обрабатываться электронно.

Постепенно платформа начинает взаимодействие и с другими отраслями жизни. В июле этого года Минкомсвязи предложило ЦИАНу и Avito подключать идентификацию пользователей через Госуслуги. Авто.ру (принадлежит Яндексу) и «Юла» ( группа Мейл.ру) тоже думают об этой опции. 20 мая этого года запущен электронный сервис по получению пособий на детей. Эта услуга стала доступной в 65 регионах, за первые часы были поданы 70 тысяч заявлений. Два региона – Москва и Нижегородская область – голосовали по поправкам в Конституцию 1 июля 2020 года онлайн. Этой услугой воспользовался 1 миллион избирателей. Ещё два региона – Курская и Ярославская области – смогут воспользоваться этой возможностью в сентябре на региональных выборах.

По июльскому голосованию, сообщений о нарушениях в электронном голосовании не было. Но и эксперимент не мог дать достаточно полной картины. Лишь повсеместное введение программы «Электронный избиратель» даст возможность проследить, как государство обращается с голосами граждан.

Доступность Интернета

Ещё один показатель цифровой трансформации – доступность Интернета. Если в этом году широкополосный интернет придет в 84% домохозяйства, но через 10 лет практически все население страны - 97% - будут иметь онлайн-доступ.

- Есть универсальная услуга связи, когда со всех операторов собирается 1,5% и отправляется в бюджет фонда универсальной услуги связи, из них покрывают расходы на устранение так называемого цифрового неравенства. Как правило, работы по подключению небольших населённых пунктов реализует Ростелеком. Ему компенсируют эти расходы. Этот проект идёт очень давно. Все медицинские организации и все школы страны обязательно должны быть подключены за счёт средств бюджета, и там должны появиться беспроводные точки доступа. В рамках устранения цифрового неравенства все населённые пункты с населением свыше 250 человек тоже должны быть подключены за счёт средств бюджета, и там должны появиться беспроводные точки доступа, говорит Юрий Хохлов.

Появился в план и загадочный показатель – «цифровая зрелость ключевых отраслей экономики и социальной сферы». Но о нем практически ничего не известно ни публике, ни экспертному сообществу. В 2017 году Росатом выделил бюджет на создание индекса цифровой экономики, рассказывает Юрий Хохлов. Вторая попытка была предпринята в 2018 году в рамках G20:

- В нашей методологии оценки развития уровня цифровой экономики таких показателей около сотни, которые сворачиваются в полтора десятка основных факторов, которые характеризуют и развитие человеческого капитала в стране, и какая инфраструктура есть в стране или регионе для развития цифровой экономики, и так далее. Это инструмент, чтобы спланировать цифровую трансформацию.

Но пока инструмент не готов, или не разглашаются детали. Видимо, его испытание и презентацию публике не стоит ожидать до то, как его одобрит высокое начальство.

Школьное образование

Согласно майскому указу президента Путина от 2018 года, в 2024 году Россия должна войти в десятку лучших стран по школьному образованию. Этот показатель рассчитывается по результатам международных исследований, оценивающих уровень общеобразовательной подготовки школьников: PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста), TIMSS (Международное исследование качества математического и естественно-научного образования) и PISA (Международная программа по оценке достижений учащихся).

Средневзвешенный индекс – это среднее значение результатов всех трёх тестов. Правительство взяло данные с сайта Министерства просвещения. По ним, в 2019 году этот показатель составил 12,5. Независимые эксперты рассчитали средний показатель и пришли к другому, значительно более скромному результату16,1.

До этого года российские школьники участвовали в тестах каждые три года. Теперь Рособрнадзор решил проводить проверку ежегодно. Как качество образования связано с количеством тестов, чиновники объяснить не могут. Беда России в том, что существует большое количество откровенно слабых школ. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отмечает, что доля детей, не достигших базового уровня функциональной грамотности в исследовании PISA, составляет в России 25%. Тем временем, летом 2019 года российские школьники на международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, астрономии и астрофизике, географии и информатике завоевали 20 золотых, 15 серебряных и одну бронзовую медали. 21 лауреат учится в московских школах, 6 человек в петербургских, а 10 человек учатся в других городах страны. Для улучшения качества образования правительство должно сосредоточиться на проблеме статуса учителя и повышения уровня оплаты труда. Учитель, работающий на полторы-две ставки, не может поднять успеваемость детей, независимо от того, сколь часто школьники будут писать тесты Пизы.

Высшее образование и наука

Отдельной строкой плана правительства значится место России в научных разработках. Член-корреспондент РАН, профессор, завкафедрой молекулярной биологии МГУ, заведующий лаборатории Института биологии гена РАН Сергей Разин о рейтинге не слышал:

- Я такого рейтинга не знаю, и как его можно определить, тоже не понимаю. У нас всегда вводят какие-то количественные показатели. Скажем, сейчас министерство требует, чтобы больше было число статей на вложенный рубль. Иногда они говорят, что статьи не те. Но вклад в науку определяется не количеством статей, а статьями, которые опубликованы в топовых журналах, таких, как Nature, Science, на худой конец, Nature Communications – то есть все журналы с рейтингом больше 10. А большинство статей, которые публикуют и в рейтинговых журналах, пускай они будут и из первой половины, их никто не читает или просто не замечает.

В мире индекс цитируемости – это основной показатель вклада исследователей в мировую науку. В 2019 году 44% пришлось на американских ученых, 10% - китайских. России в десятке нет.

Финансирование науки – это отдельная история. В России есть сильные лаборатории, но финансирование мало учитывает, какие лаборатории сильные, а какие слабые. Созданный некоторое время назад Российский научный фонд финансово поддерживает учёных и лаборатории. Но учёные академических институтов живут на гранты. Сергей Разин вспоминает недавнюю историю по распределению миллионных грантов. В результате финансирование получили организации, которые в мировой науке ничего не значат. Максимальные баллы получили прикладные направления, которые занимаются техникой, технологией, медициной, но не наукой. Никакой экспертизы на эти большие деньги не было, констатирует ученый:

- Даже если у нас вкладывают деньги в науку, нужно учитывать, что значительная часть денег уходит впустую. У нас много такого было, федеральные университеты, или ещё что-то. Бессмысленно вливать деньги куда-то. Надо вливать деньги туда, где есть что развивать. Если на пустое место потратить очень много денег, там научная школа не сложится. Надо посмотреть, какие школы где остались, где возникли новые, и их надо поддерживать. Они станут центрами кристаллизации, если так можно выразиться, с тем, чтобы в дальнейшем развилось какое-то научное направление.

Российская наука отличается от западной по своей структуре. В США, безусловном научном лидере, большая часть науки делается в университетах, поэтому и индекс цитируемости в университетах очень высокий. В России науку делают академические институты. Поэтому гнаться за рейтингом университетов было бы ошибочно, считает профессор Разин. Но университеты поддерживать тоже необходимо.

- Вы же знаете, какая в университете зарплата. Средняя зарплата – тысяч тридцать. Конечно, это неправильная система финансирования профессорского состава. Поэтому кадры в университете возрастные. А кто пойдёт на такие деньги работать? Даже если смотреть по науке – там есть гранты. У нас в академических институтах разрешается из грантов выплачивать зарплаты, поэтому в моей лаборатории обозначенная Путиным цифра в 140 тысяч рублей выполняется из-за грантов. В большинстве мест, и уж тем более, в университете, это не выполняется. Просто для того, что примирить ситуацию с параметрами, берут и переводят людей на четверть ставки, чего-то там им доплачивают из фонда экономии. Формально все получается хорошо, но в итоге все это влияет на качество образования.

Ситуация в науке стала улучшаться, говорят ученые. После 90-х годов, которые, как катком, проехались по науке, она начала восстанавливаться. Но основная масса лабораторий до мирового уровня не дотягивает, признаётся Сергей Разин. И снова возникает старая проблема. В Московском университете есть большое количества программ развития, деньги крутятся большие. Но идут они не на исследователей, а на строительство корпусов, на создание базы. Но кто будет работать на этой базе? - задаётся вопросом профессор.

План реализации национальных целей ответа на этот вопрос не дает.

"