Posted 7 сентября 2014,, 20:00

Published 7 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:14

Updated 8 марта, 04:14

И один в пикете – воин?

И один в пикете – воин?

7 сентября 2014, 20:00
За последний месяц в России прошло немало протестных акций с различными требованиями: провести честные выборы, освободить политзаключенных, прекратить военное вмешательство в дела Украины. Однако нельзя не отметить скромное, в сравнении с прошлыми годами, число участников: один-два, максимум три десятка человек. Экспер

Опасения граждан приходить на митинги отмечают и социологи. По их данным, протестная активность россиян после очередного подъема в 2011–2012 годах снизилась и сохраняет в настоящее время один из самых минимальных уровней за весь период наблюдений. Причем снижение произошло по всем позициям: люди уже не особенно хотят выступать против падения уровня жизни, а также в защиту своих прав и с политическими требованиями.

Тем не менее в нескольких десятках городов жители все-таки заявили о себе. К примеру, в Москве, Уфе, Благовещенске, Вологде, Якутске и Ангарске люди вышли на пикеты с призывом честного проведения выборов. В Мурманске прошла акция против угольной пыли, а по Петербургу прогулялась «ослепшая Россия с кровью на руках» – босая активистка протягивала к прохожим окровавленные ладони (на фото), выражая протест против участия российских военных в событиях в Украине. Однако все проходит не так, как прежде, констатируют политологи. Число протестующих уменьшается, соответственно, резонанс их выступлений менее заметен.

Впрочем, известный оппозиционер Борис Немцов сообщает, что запланированный на 21 сентября в столице «Марш мира» вполне может собрать до 100 тыс. граждан. Но и он отмечает: если перемирие на востоке Украины продлится, то и проведения акции не потребуется. «Мы планируем заявить о несогласии с введением российских войск на Украину, – сообщил «НИ» политик. – А что касается общего снижения протестной активности, то люди попросту опасаются за свою безопасность. «Болотное дело», аресты Удальцова, Развозжаева и Навального – все это заставляет активных граждан осторожничать. Пугает их и широкомасштабный лозунг: «Крым наш!» Выразим несогласие – задавят».

Снижение числа акций социально-экономического характера г-н Немцов связывает с тем, что подавляющая часть населения пока не ощутила серьезных последствий санкций Запада и ответных российских санкций. Хотя последствия надвигаются неотвратимо, замечает политик. Во многих регионах цены уже выросли на 20 и более процентов. «Что будет дальше с протестной активностью? Это зависит от развития событий, – продолжил Немцов. – Когда цены поднимутся выше, а количество товаров снизится, люди начнут пробуждаться. Если перемирие в Украине завершится и «грузы 200» продолжат прибывать к нам – граждане возмутятся. Собственно, дело уже идет к повышению этой активности. Производство замедляется, растет безработица, и цены увеличиваются».

Исполнительный директор Института прав человека Валентин Гефтер называет еще одну причину понизившегося «протестного потенциала» активных граждан – более жесткие действия силовиков в отношении митингующих. «Похоже, власти дали им такую команду. Вот люди и опасаются выходить на пикеты, – высказал «НИ» свое мнение правозащитник. – А федеральные депутаты напринимали уйму законов, ужесточающих ответственность за нарушения при проведении акций. И хотя нарушители в основном отделываются штрафами, однако усиление наказаний понизило решимость граждан».

Дальнейшая судьба протестной активности, полагает г-н Гефтер, зависит от того, насколько честно пройдут выборы, а также от ситуации с ценами и безработицей. «Думаю, особо массовых протестов не будет. Но их количество и число участников станет больше», – заключил правозащитник.

"