Posted 7 сентября 2009,, 20:00

Published 7 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:34

Updated 8 марта, 07:34

И нашим, и вашим

7 сентября 2009, 20:00
Согласно проведенному исследованию социологов, большинство граждан России считают, что нашу страну надо защищать от иностранного влияния. Об этом говорят приведенные на сайте компании «Башкирова и партнеры» цифры: 78% опрошенных убеждены, что наш образ жизни нуждается в защите от влияния извне. Вместе с тем эксперты от

Социологи исследовательской компании «Башкирова и партнеры» заинтересовались вопросом, как сегодня видят россияне дальнейшее развитие страны: нужен ли нам образец для подражания или страна должна идти своим путем, и ее, наоборот, надо защищать от иностранного влияния.

Как выяснилось, сегодня в стране преобладают те, кто склонен разделять скорее славянофильские, чем западнические, идеи. Так 78% опрошенных полагают, что наш образ жизни нуждается в защите от влияния извне. Не согласны с этой идеей менее пятой части россиян. Иными словами, отмечают социологи, один из основных тезисов западничества о том, что Россия должна копировать образец развития Европы, сегодня поддержки бы не нашел. Впрочем, подчеркивают эксперты, некоторые элементы западного стиля жизни стали неотъемлемой частью жизни современного россиянина, и вопрос о том, готов ли кто-то отказаться от многих, ставших привычными вещей, остается открытым.

Генеральный директор компании «Башкирова и партнеры» Елена Башкирова считает, что подобная установка присутствовала у россиян еще в советское время, и с тех пор мало что изменилось. Стереотип об особом пути России всегда был и никуда не исчезал, даже в бурные 90-е, полагает социолог. Проблема в том, считает эксперт, что у нас нет ярких примеров, когда можно было бы сказать, что мы удачно использовали опыт Европы, то есть пошли по западному пути и у нас получилось. «Нет позитивных примеров, которые говорили бы о том, что надо идти по западному пути, – говорит «НИ» г-жа Башкирова. – Даже те люди, которые теоретически поддерживают демократию, как мне кажется, не очень-то верят, что это возможно, потому что у нас все, как всегда, упрется в коррупцию, несовершенство законов или их несоблюдение».

В свою очередь, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что в начале 90-х граждане были более расположены к Западу, нежели сейчас. «В тот период западная модель общества потребления была экспортирована в Россию, – поясняет «НИ» г-н Мухин. – Эта модель очень понравилась россиянам, и они на какое-то время стали ее адептами. С течением времени граждане осознали, что и в такой модели общества существуют неприглядные стороны. Прежде всего зависимость от кредитной системы, неустойчивость в профессиональном смысле, практически полное отсутствие социальной обеспеченности. Сейчас образование и медицина платные, что, безусловно, бьет по самолюбию граждан и образу мышления россиян, привыкших мыслить социальными категориями. Этим и объясняется, что сейчас, в конце первого десятилетия 2000-х годов, россияне начали задумываться, грубо говоря, о душе, а не о желудке».

Однако хоть на словах мы и радеем за особый путь России, но на деле не готовы отказаться от западной модели общества потребления. «Специфика ситуации в том, что россияне не собираются отказываться от капиталистической модели развития в пользу любой социалистической модели, потому что прекрасно понимают, к чему это приведет, – говорит г-н Мухин. – К уравнительно-распределительной системе и прочим «прелестям» нашего недавнего коммунистического прошлого. Поэтому коммунисты или представители «Справедливой России», которые эксплуатируют социальные лозунги, не пользуются популярностью. Электорат просто не в состоянии отказаться от тех благ, которые дает ему общество потребления».

"