Posted 7 июля 2015,, 21:00

Published 7 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:36

Updated 8 марта, 03:36

Депутатская каша

Депутатская каша

7 июля 2015, 21:00
Государственная дума завершила весеннюю сессию – этот сезон стал для законодательного органа власти 22-м с момента первого созыва и четвертым в действующем. За полгода депутаты успели одобрить 278 законов, половину из которых внесло правительство России. Сами парламентарии не в последнюю очередь запомнились широкой общ

Последнее перед двухмесячными каникулами пленарное заседание состоялось в минувшую пятницу. На нем депутаты успели ввести уголовную ответственность для глав государственных корпораций за причинение особо крупного ущерба, упростить регистрацию религиозных организаций и сократить собственные полномочия. За перенос выборов с декабря на сентябрь 2016 года проголосовали 339 человек, против – 102. При этом были отклонены поправки, предполагавшие отмену «золотых парашютов» для депутатов, не переизбранных в седьмой созыв.

В ходе нынешней сессии всего было рассмотрено 711 законопроектов, а внесено еще больше – 850. Одновременно с этим Госдума продолжает посвящать часть времени документам, доставшимся в наследство от прошлых созывов: в эту сессию были рассмотрены более 170 таких законопроектов и еще около 300 ожидают своей очереди. Очевидно депутаты не справляются с валом собственного правотворческого зуда, значительная часть которого приходится на различные запретительные меры. Так, был принят закон, который позволяет присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус «нежелательных в России» и во внесудебном порядке запрещать им работу в стране, если они представляют угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства.

Отстаивали депутаты защиту декларируемых национальных интересов и в сфере информационных технологий – был принят блок изменений в законодательство по поддержке отечественного программного продукта, позволяющий сделать «важный акцент на недопустимости использования иностранных программных продуктов в сферах, связанных с осуществлением деятельности государственных органов». Под самый занавес сессии парламентарии дали себе и другим публичным деятелям право на забвение в Сети. Инициатива, вызвавшая критику со стороны интернет-сообщества, позволяет требовать от оператора поисковой системы удалять ссылки в Интернете на информацию о себе.

Многие снимающие ограничения законопроекты, наоборот, отклонялись. Депутаты проголосовали против отмены «муниципального фильтра» на губернаторских выборах и отказались включить в перечень попадающих под амнистию «политические» статьи Уголовного кодекса. Не прошли через думское сито и многие популярные «народные» инициативы: в частности, о парламентском расследовании деятельности экс-министра обороны Анатолия Сердюкова и о ликвидации срока давности при проверках научных диссертаций на плагиат.

«Нужно приложить усилия, чтобы вспомнить за эти полгода полезную инициативу, которая бы прошла в парламенте. Принимаемые законы окончательно разделились на две группы: бессмысленные и беспощадные», – считает беспартийный член комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Гудков. Не удовлетворены итогами сессии и коммунисты. Экономическая ситуация не стабилизировалась, проблема деофшоризации не решена, а большинство государственных корпораций на этом фоне лишь увеличивают свои расходы, заявил замруководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев. Глава ЛДПР Владимир Жириновский, напротив, в целом остался доволен работой нижней палаты, посетовав только на неодобрение ряда инициатив своих однопартийцев. Руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев одной из главных заслуг коллег назвал принятие документов во исполнение поручений президента, первым из которых является закон об ограничении вывоза капиталов за пределы страны.

Депутаты завершили сессию под звуки государственного гимна.
Фото: DUMA.GOV.RU

По мнению председателя Госдумы Сергея Нарышкина, важным в эту сессию стало продление сроков приватизации жилых помещений, обновление правил использования материнского капитала, усиление контроля за ценами на жизненно важные лекарства и поддержание пригородного железнодорожного сообщения. Впрочем, широким массам депутаты запомнились прежде всего не конструктивной работой, а неоднозначными выступлениями. Причем скандальные предложения нередко выдвигались на фоне обсуждения действительно важных проблем, оставшихся за бортом общественного внимания.

К примеру, когда депутаты от «Единой России» вдруг потребовали заблокировать сообщество «MDK» в соцсети «ВКонтакте», практически незамеченным прошло отклонение идеи предоставить право на бесплатное второе образование тем гражданам, которые первое получили на коммерческой основе. В день, когда вся блогосфера увлеченно обсуждала высказывание единоросса Вячеслава Никонова «Все мы Кобзоны и Рашкины», Госдума без лишнего шума проголосовала за версию Кодекса административного судопроизводства, осложняющего возможность гражданам обжаловать действия государственных органов. Можно еще вспомнить горячие споры общественности по поводу возмущенного высказывания депутата Сергея Иванова о подорожавшей в думской столовой каше, но попытка во время того же пленарного заседания серьезно обсудить антикризисные меры не нашла отклика публики.

Аналогично более широкого, чем инициируемые отдельными парламентариями содержательные дискуссии, внимания удостаивались другие вызывающие заявления депутатов, как то: запретить наносить свастику в тату-салонах, переименовать Волгоград в Сталинград или регламентировать детские имена. Очевидно проблема обилия возникающих в здании на Охотном ряду провокационных тем еще и в том, что они находят отклик в том числе и в медиасреде. Экономический закон про рождающий предложение спрос актуален и для политики.

Но, несмотря на неоднозначный имидж некоторых парламентариев, Госдума, если верить статистике законодательного процесса, остается эффективным органом власти: за всю весеннюю сессию ни один из одобренных ею законопроектов не был отклонен ни Советом Федерации, ни президентом. Политолог Константин Калачев объясняет это тем, что нижняя палата стала работать более слаженно. «Для экзотических предложений налажены фильтры, не позволяющие всякой дури выходить за рамки комитетов и фракций, – сказал эксперт в комментарии «НИ». – С целью самопиара и повышения цитируемости депутаты развлекаются только своими запросами». Действительно на днях Генпрокуратура пожаловалась на некорректность депутатских писем. Таким образом надзорный орган отреагировал на просьбу представителей «Единой России» проверить легитимность создания в 1991 году Госсовета СССР, признавшего независимость республик Прибалтики. «По закону мы обязаны рассматривать все обращения, которые к нам поступают, независимо от их содержания. Бывает, что некоторые из них вообще лишены здравого смысла», – заявила официальный представитель ведомства Марина Гриднева.

До одобрения же Госдумой доходят только те законопроекты, которые написаны в рамках «государственного заказа», обращает внимание г-н Калачев. С этой точки зрения, считает эксперт, можно действительно говорить о повышении качества работы парламента.

Вместе с тем спикер Сергей Нарышкин, выступая перед депутатами на закрытии сессии, сказал, что «потенциал парламентаризма в России высок, но пока не используется в полной мере». И с этим сложно не согласиться. Возможно, задействовать скрытые пока возможности могла бы Госдума уже следующего созыва, выборы которого должны состояться через год. Правда, по словам того же г-на Нарышкина, прохождение через заградительный барьер каких-либо новых партий, кроме уже привычной парламентской четверки, маловероятно.

Автор – парламентский корреспондент

"