Posted 7 июля 2009,, 20:00

Published 7 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:34

Updated 8 марта, 07:34

Цена страданий

7 июля 2009, 20:00
Вчера в Госдуму поступил законопроект, который обяжет преступника вначале выплатить компенсацию пострадавшим от его действий, а уж потом вернуть государству деньги за содержание в тюрьме. Сейчас в России все происходит ровно наоборот: сначала государство спешит покрыть свои траты, а уж потом, по остаточному принципу, о

Поправки в Уголовно-исполнительный кодекс и Закон «Об исполнительном производстве» внесли в Госдуму воронежские депутаты. В частности, они предложили производить «возмещение осужденными расходов по их содержанию» в госказну только после «удовлетворения всех требований взыскателей», то есть людей, пострадавших от совершенных ими преступлений. В пояснительной записке к законопроекту авторы напомнили, что в соответствии с Конституцией права граждан, пострадавших от преступлений, «охраняются законом» и государство обязано обеспечивать им «компенсацию причиненного ущерба». Одна из статей Закона «Об исполнительном производстве» тоже гласит, что удовлетворение требований по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, а также требований о компенсации морального вреда «производится в первую очередь». Однако другая статья того же закона разрешает брать эти взыскания из заработка преступников, отбывающих наказание в российских колониях и тюрьмах, только после вычета оттуда «отчислений на возмещение расходов по их содержанию».

«Сейчас деньги на оплату питания, одежды, обуви, жилищно-коммунальных услуг заключенного отнимают из его дохода и забирают в казну», – рассказал «НИ» председатель Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин. По его словам, на эти цели могут забирать до 70% получаемых осужденным средств, как из его небольшого тюремного заработка, так и из пенсии. «После восполнения этих расходов денег осужденного на погашение ущерба потерпевшему, как правило, не остается, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы граждан и их иски в суд», – говорят депутаты в пояснительной записке. В качестве иллюстрации они приводят данные Федеральной службы исполнения наказаний, согласно которым за 2007 год заключенными на погашение ущерба жертвам было выплачено всего 184,4 млн. рублей.

По данным на конец 2007 года, на осужденных было подано почти 510 тыс. исков с требованием вернуть людям, пострадавшим от их преступных действий, 12 млрд. 702 млн. 200 тыс. рублей! «И сумма эта постоянно растет», – утверждают авторы законопроекта. По их словам, деньги, которые могли бы покрыть это долг, каждый день «поступают в доход федерального бюджета», а права потерпевших граждан при этом каждый день нарушаются.

Член комитета Госдумы по безопасности Алексей Розуван заявил «НИ», что в целом идею законопроекта поддерживает и, действительно, в первую очередь «надо обеспечивать деньгами потерпевших и детей, которые остались без кормильца». «Эти люди и так настрадались, потеряли здоровье или имущество, а при сегодняшней ситуации, многие их иски остаются неисполненными и не погашаются даже после отбытия осужденным наказания», – говорит г-н Розуван. Но, по его словам, с другой стороны, осужденные будут обходиться государству в копеечку, так как деньги на их содержание не всегда будут оставаться. «Потому что иски у нас зачастую бывают немаленькие. И все расходы на содержание преступников в тюрьмах лягут на плечи налогоплательщиков», – заключил депутат. Между тем правозащитник Андрей Бабушкин утверждает, что на самом деле для государства эти «две-три тысячи рублей, которые забирают у заключенного каждый месяц, большой роли не играют». «Сегодня ведь уголовно-исполнительная система и так финансируется на достаточно высоком уровне, а вот для потерпевших эти средства могут иметь большое значение», – говорит он.

Впрочем, при любом раскладе права заключенных никак не будут нарушены, ведь в случае недостатка средств на лицевом счете осужденного его содержание гарантировано государством. Правда, даже самим зэкам выгодно быстрее покрыть причиненный ими ущерб, так как это серьезно влияет на срок их пребывания в колонии. «Когда решают, отпускать осужденного условно-досрочно или нет, комиссия обязательно смотрит, расплатился ли он со своей жертвой на момент представления к УДО», – сообщил Андрей Бабушкин.

"