Posted 7 июля 2008,, 20:00

Published 7 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:05

Updated 8 марта, 08:05

«Есть Россия с нефтью и газом»

«Есть Россия с нефтью и газом»

7 июля 2008, 20:00
Вчера на японском острове Хоккайдо открылся саммит лидеров «большой восьмерки». В первый день главы государств и правительств восьми ведущих стран и семи государств Африки обсудили вопросы оказания помощи Черному континенту. В перерывах между мероприятиями Дмитрий Медведев успел встретиться с Джорджем Бушем, Ангелой Ме

Саммит «большой восьмерки» японцы устроили на своем самом северном острове Хоккайдо в недоступном для антиглобалистов месте – в огромном отеле «Виндзор», расположенном на высоте 600 метров, на горе Поромори, возвышающейся над живописным округлой формы озером Тоя. Дополнительную защиту главам государств, казалось, придавал густой, как молоко, туман, окутавший всю местность. Даже фотографирование лидеров «восьмерки» на фоне великолепного пейзажа пришлось перенести в помещение, так как было не видно не только самого озера и вулкана, но и рядом стоящих президентов и премьеров на расстоянии вытянутой руки. Церемония самой встречи в помещении отеля прошла без накладок. Дмитрий Медведев, впервые принимавший участие в таком саммите, ощущал себя немного не в своей тарелке. Заметив это, российского президента буквально взяла под свое крыло Ангела Меркель, она старалась все время находиться рядом с ним.

Вначале главы «большой восьмерки» провели за богато накрытым столом рабочий завтрак с лидерами африканских государств, обсудив оказание помощи странам «черного континента», испытывающим последствия продовольственного кризиса. В это время супруг мировых лидеров, в том числе и Светлану Медведеву, на чаепитии приветствовала жена японского премьера госпожа Фукуда, одетая в роскошное кимоно. Из восьми приглашенных высокопоставленных «вторых половин» приехали только пятеро. По неизвестным причинам отсутствовали супруга Саркози – Карла Бруни, и мадам Берлускони. А вот мужа Ангелы Меркель в принципе понять можно.

Дмитрий Медведев в первый же день работы саммита в перерывах между основными мероприятиями провел сразу четыре двусторонние встречи, утром – с Джорджем Бушем, а днем сразу подряд – с Ангелой Меркель, Николя Саркози и премьером Великобритании Гордоном Брауном. С американским президентом общение получилось очень дружеским: лидеры называли друг друга по имени – Джордж и Дмитрий. «С Джорджем нам работать комфортно, надеюсь, так будет и с теми, кто придет на смену нынешней администрации США», – говорил Дмитрий Медведев. Джордж Буш на правах старшего по возрасту в ответ называл нашего лидера «умным парнем» и делал ответные комплименты. «Иногда политики говорят одно, а имеют в виду совершенно другое, – произнес мистер Буш. – И мне приятно, что Дмитрий, когда говорит что-то, он это и имеет в виду, даже если мы не соглашаемся». Джордж Буш по привычке поинтересовался отношениями с Грузией. Дмитрий Медведев рассказал о своих недавних контактах с Михаилом Саакашвили. «Мы настроены на нормализацию отношений с Грузией, но пока достаточной воли со стороны Саакашвили мы не видим», – посетовал глава России.

Ангелу Меркель и Николя Саркози российско-грузинские отношения, видимо, интересовали меньше. Зато основной акцент был сделан на вопросах энергетики. «Есть Россия, у которой есть нефть и газ, и есть Германия, которая находится на стороне покупателя, – заявила фрау Меркель. – То есть спрос – с одной стороны и производство – с другой». При этом немецкий канцлер добродушно улыбалась, и даже, вспомнив гэдээровскую молодость, здоровалась и прощалась по-русски. С мсье Саркози встреча началась с того, что Дмитрий Медведев вспомнил, как французский президент поздравил его с избранием на пост президента. «Поздравление через 12 часов после избрания президентом, такое не забудется», – расчувствовался российский президент. Николя Саркози при этом стал вертеть листок бумаги, лежащий на столе. «Россия продает 80% энергоресурсов в Европу, а мы нуждаемся в энергетике, – заявил французский президент. – И в интересах всего мира Россия должна найти место на мировой арене. Мы нуждаемся в России, которая активно работает в пользу мира». Президенты уже хотели завершить протокольную часть беседы, когда за них это вдруг сделала французская журналистка. «Будет ли соглашение с Ираном по поводу иранской программы?» – прокричала француженка на русском языке, непонятно, что имея в виду и к кому обращаясь. Так как по протоколу вопросы никогда не предусмотрены, то президенты только ошарашенно переглянулись, а всех журналистов, в том числе и французскую корреспондентку, быстро вывели в коридор. Так судьба иранского вопроса и осталась неизвестной.

А вот с Гордоном Брауном, с которым Дмитрий Медведев, как, кстати, и с Николя Саркози, встречается в первый раз, беседа затянулась больше отведенного получаса почти в два раза. Сначала российский президент дипломатично сказал, что, хотя все идет очень неплохо, в некоторых сферах, например в сфере инвестиций, накопилось определенное количество проблем, которые предстоит сегодня рассмотреть. Вслед за ним и мистер Браун не стал спорить, что есть «ряд проблем», которые предстоит обсудить. «Согласен, давайте обсудим», – подхватил Дмитрий Медведев. Как рассказал потом помощник президента Сергей Приходько, во время встречи президент и премьер не обошли ни один из острых моментов. Гордон Браун сразу четко обозначил темы, которые он хотел обсудить, но самая значительная часть беседы была посвящена все-таки экономическим вопросам глобального характера. По инициативе британского премьера затронули и проблему компании ТНК-BP. Дмитрий Медведев сказал, что это – исключительно проблема двух хозяйствующих субъектов и что он «не собирается в это вмешиваться».

А вечером лидеры «большой восьмерки» приняли участие в национальной церемонии японского праздника Танабата. Каждый из президентов и премьеров привязал к бамбуковой ветке листочек с бумажкой, с пожеланием. Российский президент оставил послание из нескольких строчек, смысл которого сводился к тому, чтобы «были реализованы задачи, которые поставлены на саммите «большой восьмерки».

"