Posted 7 июня 2012, 20:00
Published 7 июня 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:41
Updated 8 марта, 05:41
Открывая двенадцатое заседание Совета за круглым столом, председатель Ху Цзиньтао заметил, что под председательством Китая в ШОС успешно прошли мероприятия года «Добрососедства и дружбы». Эта фраза китайского лидера не вызвала возражений ни у кого из участников мероприятия. Однако как только речь зашла о реальных экономических шагах, собравшиеся уже не были столь единодушны. «Мы предлагаем создать Банк развития нашей организации, – заявил Ху Цзиньтао. – Мы готовы предоставить кредиты на 10 млрд. долларов. Нужно превратить ШОС в двигатель экономического развития». Российский президент Владимир Путин предпочел не комментировать эту фразу, переключившись на более близкую для себя сферу борьбы с терроризмом. «Все страны ШОС отмечают важность борьбы с наркоугрозой, – заявил он. – Добиться успехов в этом направлении можно, создав в ШОС универсальный центр по противодействию терроризму, наркотрафику и оргпреступности. В ШОС уже есть организация по борьбе с терроризмом, можно бы сделать эту организацию универсальной».
При этом Владимир Путин, встречавшийся на полях саммита с иранским лидером Махмудом Ахамадинежадом, еще раз высказался за право Ирана разрабатывать мирный атом. «Мы всегда поддерживали право иранского народа на современные технологии, в том числе и на мирное использование атомной энергии. Но я хочу подчеркнуть, что именно на мирное использование. Вы нашу позицию знаете. Мы очень последовательные приверженцы нераспространения оружия массового уничтожения. Но мы знаем и ваши позиции, и позицию всего иранского руководства, которая заключается в том, что Иран не работает над созданием ядерного оружия. Исходим именно из этого», – сказал Путин.
Напомним, что Ирану, который не первый год выражает желание присоединиться к ШОС, было отказано и в этот раз, из-за санкций, наложенных на страну ООН. Вместе с тем Афганистан добился получения статуса страны-наблюдателя, поскольку Афганистан с 2004 года ежегодно участвует в саммитах.
Назначение бывшего иркутского губернатора Дмитрия Мезенцева на пост генерального секретаря ШОС не стало неожиданностью – он был единственным кандидатом от России.
Сразу же по завершении саммита и встреч с президентами Ирана и Афганистана Владимир Путин отправился с официальным визитом в Казахстан. Очевидно, переговоры призваны разрешить некоторые спорные вопросы с одним из наших ведущих стратегических партнеров, поскольку это будет уже вторая встреча президентов за последний месяц. Лидерам России и Казахстана пришлось договариваться по важному для обеих стран космическому вопросу. Большую часть своих запусков Россия совершает с космодрома «Байконур». И в последнее время все чаще звучат упреки в том, что казахская сторона препятствует нашим космическим планам.