Posted 7 июня 2009,, 20:00

Published 7 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:26

Updated 8 марта, 07:26

Не тот кефир

7 июня 2009, 20:00
С минувшей субботы Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию почти 500 видов молочной продукции из Белоруссии. Глава ведомства Геннадий Онищенко объявил, что главная причина – несоответствие белорусского молока техническому регламенту, который действует в РФ уже полгода. Однако так совпало, что этот демарш последовал за н

Первая реакция белорусских официальных лиц на нововведения Роспотребнадзора была осторожной. Уже в субботу замминистра здравоохранения – главный государственный санитарный врач Валентина Качан охарактеризовала заявление г-на Онищенко как «преждевременное решение российской стороны», сделанное «без должного анализа». Чиновница утверждала, что «вся работа по перерегистрации поставляемой молочной продукции была своевременно проведена». По ее словам, не далее как завтра вместе с представителем минсельхозпрода Белоруссии она нанесет визит в Москву «для прояснения ситуации».

Правда, г-жу Качан поспешил скорректировать вице-премьер Иван Бамбиза. В беседе с журналистами он признал, что некоторые предприятия «проморгали» и не успели к настоящему моменту завершить оформление разрешительных документов в соответствии с регламентом РФ. А потом сообщил, что ряд предприятий могли отказаться от получения разрешительных документов на продукцию, реализация которой в России не слишком рентабельна.

Санкции не стали полной неожиданностью для Минска. Александр Лукашенко уже заявлял, что на него «давит» Москва, требуя приватизации белорусских молочных предприятий российским капиталом. Но с другой стороны, осторожность, с которой выступают белорусские официальные лица, вполне объяснима. Поставки молока в Россию, по данным минских экспертов, приносят в бюджет страны около 1 млрд. долларов. С учетом того, что бюджет страны составляет всего 15 млрд., удар вполне ощутим. Стоит напомнить также, что заявление г-на Онищенко последовало после скандала в российско-белорусских отношениях, вызванного отказом Москвы выделить Минску последний 500-миллионный транш кредита. Кроме того, вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Кудрин на брифинге в Минске резко критиковал экономическую политику белорусского правительства. Словом, отношения снова обострились.

В отличие от белорусского официоза, независимые аналитики в Минске склонны рассматривать запрет как введение прямых экономических санкций. Руководитель аналитического центра им. Мизеса Ярослав Романчук назвал «НИ» происходящее явным показателем нарастания конфликтности в экономических отношениях между двумя странами. «Раньше российские и белорусские чиновники исподтишка создавали препоны для импорта. А сейчас они перешли к открытой фазе торговой войны», – считает аналитик. По мнению эксперта, в этой войне поражение Минска неизбежно, «ведь у России осталось еще много рычагов давления на Белоруссию, на что Минску отвечать нечем». В то же время «никто в Европе Лукашенко не даст денег столько, сколько давала Россия, и на условиях, на которых давала Россия», уверен Ярослав Романчук.

Российские эксперты также неоднозначно оценивают сложившуюся ситуацию. Президент Союза потребителей России Петр Шелищ опасается, что государство в данном случае впадает в крайность. «Есть две крайности, между которыми нужно суметь пройти: либо закрыть рынок, все производить и продавать самим, не имея вообще конкуренции в стране, либо смириться с тем, что отечественные производители неконкурентоспособны, – заявил «НИ» г-н Шелищ. – До недавнего времени мы выбрали второй вариант, а сейчас нам пока не удается найти золотую середину». По его словам, в Белоруссии поддерживают производителей молока, и эта поддержка находит выражение в ценах, которые на нашем рынке ниже, чем на отечественную продукцию.

В свою очередь, эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова отмечает, что «продукция белорусских производителей молока играет все большую роль на российском рынке». И это, по ее словам, не лучшим образом на нем отражается. Дело в том, что, как пояснила «НИ» специалист, из-за кризиса и падения доходов населения уровень потребления снизился, и появились даже излишки сырого молока. Г-жа Рыбалова полагает, что запрет на белорусскую продукцию не скажется негативно на российском рынке, но, если уж речь идет о Союзном государстве, необходимо согласовывать все вопросы поставок, в том числе и технического характера. То есть «необходимы уступки с обеих сторон», считает эксперт.

РОСПОТРЕБНАДЗОР ВСЕГДА ГОТОВ ЧТО-ТО ЗАПРЕТИТЬ

Роспотребнадзор идет в авангарде политических боев не в первый раз. Примеры последних лет – запрет на импорт в РФ алкоголя из Молдавии, объявленный Геннадием Онищенко в марте 2006 года, когда заметно обострились отношения между Москвой и Кишиневом. Весной того же года по распоряжению санитарного ведомства был перекрыт доступ в Россию вину, коньякам, а также «Боржоми» из Грузии, что тоже совпало с обострением политической напряженности. В прошлом году начались было переговоры в возможности возврата на наши рынки продукции грузинских виноделов, и специалисты надеялись, что это случится к новому году. Однако летняя кавказская война отодвинула эту перспективу на неопределенный срок. Наконец, в сентябре 2008 года, когда отношения руководства РФ и прежней администрации США опустились до нижней точки, г-н Онищенко нашел изъяны в американском мясе.

"