Posted 7 июня 2005,, 20:00

Published 7 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

Чтобы не метаться по улицам

Чтобы не метаться по улицам

7 июня 2005, 20:00
Вчера на рассмотрение нижней палаты был внесен проект федерального конституционного закона «О Федеральном собрании», уже год разрабатываемого экспертами Независимого института выборов совместно с пятью независимыми депутатами Госдумы. Законопроект, не имеющий аналогов среди существующих законов, вряд ли ждет счастливая
Сюжет
Выборы

Отметим, что независимых (в смысле не входящих ни в какие депутатские фракции или депутатские группы) депутатов в Госдуме мало, всего 21 человек. Из них целых пять – Борис Виноградов, Михаил Задорнов, Валерий Зубов, Святослав Насташевский, а также самый известный из независимых Владимир Рыжков – внесли законопроект «О Федеральном собрании РФ». Именно г-н Рыжков и рассказал журналистам, что, собственно, хотят предложить «единороссовскому» большинству он и его товарищи. Если говорить кратко, независимые депутаты хотят значительно «утяжелить» статус депутата вообще и оппозиционного депутата в частности. Например, в законопроекте предусмотрена следующая оговорка – если парламентский комитет или комиссию возглавляет не представитель оппозиционной партии (понятие «оппозиционный» тоже прописано в законопроекте), то уж первым его замом в обязательном порядке должен быть оппозиционер.

Не реже одного раза в месяц предлагается устраивать «парламентский день», который будет длиться минимум три часа и на котором представители правительства будут без заранее утвержденной повестки отвечать на самые разные вопросы, которые захотят им задать депутаты. В законопроекте также сказано о том, что премьер-министр, когда Госдума утверждает его на посту, обязан представить свою программу социально-экономического развития страны. «Неформально такая традиция есть. Я помню, Кириенко целых три раза излагал. Три раза голосовали, три программы излагал. Но это не закреплено юридически», – решился пояснить эту норму г-н Рыжков.

Да и вообще в законопроекте несть числа смелым инициативам. Одно предложение лишить президента пяти представителей в Центризбиркоме чего стоит. Или смело прописанное решение сделать законодательную ветвь власти независимой от исполнительной власти, создав управление делами Федерального собрания – «чтобы материальная база, финансирование, смета, буфеты и прочие вещи были на балансе самого Федерального собрания». Весь документооборот Госдумы (законопроекты, запросы, результаты всех голосований и т.д.), уверен г-н Рыжков и его немногочисленные товарищи, должен быть максимально прозрачен для общества и, значит, должен быть «вывешен» в Интернете.

Если говорить не то чтобы даже цинично, а просто откровенно, относительно судьбы законопроекта может возникать только один вопрос – «завернет» ли его «единороссовское» большинство в первом чтении мимоходом, за несколько минут, или же на дискуссию о проекте конституционного закона снисходительно потратят, скажем, час. Пять независимых депутатов, как оказалось, это прекрасно понимают, но, тем не менее, умудряются смотреть на свои проблемы через розовые стекла. «Обществу предлагается Великая хартия вольностей, приуроченная к 2005 году, – сказал г-н Рыжков. – Я без всякой иронии говорю, что это выдающийся совершенно законодательный акт, который вряд ли станет законом при нынешнем политическом режиме. Но он обращен не только в прошлое, потому что мы извлекаем уроки из мирового и общественного опыта. Он обращен главным образом в будущее, потому что если этот состав Госдумы и этот президент не готовы дать России подлинную демократию, это не значит, что вопрос закрыт навсегда». Вопрос демократии, подчеркнул г-н Рыжков, «в России открыт всегда», но он уверен – «придет время, когда он (законопроект. – «НИ») с небольшими поправками будет с воодушевлением принят депутатским корпусом как одна из гарантий процветания России».

Более того, в ожидании, «когда придет час Х», независимые депутаты нарабатывают «целый блок демократических законов», в частности о президенте и президентской администрации. «Чтобы в тот момент, когда ситуация в стране изменится, у нас были бы готовые законы» и «чтобы не метаться по улицам Москвы в поисках, мол, дайте нам что-нибудь».

«Будет еще в России настоящий парламент. И другие страны его выстрадали, я не побоюсь сказать, не за один десяток лет», – сказал, в свою очередь, экс-глава Центризбиркома, ярый критик Вешнякова и руководитель Независимого института выборов Александр Иванченко. «Королю голову отрубили», – вставил г-н Рыжков. «Да, – согласился г-н Иванченко, – я думаю, что и в России придется не одному королю голову отрубить для того, чтобы они почувствовали, что без парламента королевская голова не удержится».

"