Posted 7 июня 2004,, 20:00

Published 7 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Исход-2004

Исход-2004

7 июня 2004, 20:00
В понедельник на границе с Чечней был закрыт последний палаточный лагерь чеченских беженцев «Сацита». Местные власти с удовлетворением рапортуют в Москву о том, что его обитатели покидают Ингушетию, но не говорят, сколько из них доедет до родных мест. По данным ООН, возвращаются далеко не все – Россия вновь заняла перв

Не успел наш президент в своем майском послании признаться перед Федеральным собранием в том, что «главный конкурентный капитал, главный источник развития страны – это ее граждане», как выяснилось – этот самый «капитал» стремительно утекает или попросту бежит из демократической России. На днях Управление верховного комиссара (УВКБ) ООН по делам беженцев опубликовало данные за первые три месяца этого года, из которых становится ясно, что наша страна продолжает занимать первое место в мире по числу политических беженцев.

В декабре прошлого года «Новые Известия» уже писали о том, что Россия по количеству желающих покинуть страну стремительно обогнала даже Ирак, прочно оккупировав первую позицию. Только за девять месяцев 2003 года заявления об убежище в посольства различных государств подало более 23 тыс. россиян.

За прошедшие полгода ситуация не сильно изменилась. Хотя, по данным ООН, число заявлений от россиян уменьшилось на 26%, наша страна продолжает лидировать в этой области. Тот же Ирак за это время опустился на 11-е место (количество беженцев снизилось на 81%). Всего за первый квартал этого года политического убежища попросили 7508 граждан РФ. Предпочтение наши соотечественники отдают европейским странам, и в первую очередь Австрии. Далее следуют Польша, Чехия, Франция, Германия и Словакия.

Причина такого бегства россиян кроется, по мнению специалистов, в нестабильности на Северном Кавказе, и в первую очередь в Чечне. Вот как прокомментировал «НИ» ситуацию член правления общества «Мемориал» Александр Черкасов: «Когда режимы талибов в Афганистане и Саддама Хусейна в Ираке пали, выяснилось, что на первом месте по беженцам Россия. В частности, за счет Чечни и за счет того, что у нас в стране существуют ситуации, от которых имеет смысл бежать. Жертвами такого положения вещей стали, например, турки-месхетинцы, которые фактически лишены гражданских прав. Но Чечня, безусловно, на первом месте по политэмигрантам».

Это подтверждает и глава службы информации УВКБ ООН Рон Редмонд, который сообщил, что, по их данным, большинство политэмигрантов из России – жители Чечни. На этом фоне вчерашнее сообщение о закрытии в Ингушетии последнего лагеря чеченских беженцев «Сацита» выглядит весьма неоднозначно.

Чеченские власти спешат отрапортовать о ликвидации последнего свидетельства многолетнего военного конфликта в республике. По их словам, беженцы добровольно возвращаются в родную республику, поверив в необратимость мирного процесса. При этом, правда, даже руководитель миграционной службы МВД Чеченской Республики Асу Дударкаев был вынужден признаться, что на родине их ничего хорошего не ждет, поскольку «люди живут в стесненных условиях – в небольшой комнате порой находятся до пяти человек».

Но это уже не важно. Для властей ведь главное устранить видимые признаки конфликта в Чечне. Александр Черкасов уверен, что «ликвидация палаточных лагерей – это ликвидация символа, говорящего ранее о том, что в Чечне ситуация не урегулирована». По его мнению, возвращение беженцев стало политической задачей российского и местного руководства. В мае 2002 года президенты Зязиков и Кадыров подписали соглашение о том, что к концу лета всех беженцев из Ингушетии выселят. Но очень скоро стало ясно, что возвращать их, в общем-то, некуда, и люди добровольно ехать на пепелище не хотели. И тогда задачу переформулировали. Речь пошла уже о возвращении не всех 140 тыс. беженцев, а лишь обитателей палаточных лагерей, которых порядка 30 тыс. И эту задачу теперь выполнили, не через три месяца, правда, как намечалось, а через два года. По словам г-на Черкасова, в палаточных лагерях жили самые бедные беженцы. Благодаря правозащитникам, при их выселении больше применялся пряник, нежели кнут. Правда, для большей убедительности у них заранее отключили газ, воду и электричество.

А вот председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова настроена более оптимистично.

«Я в курсе, что там происходит, – сказала она «Новым Известиям», – выехали еще не все, и срок продлен по крайней мере до 10 числа. Я постоянно поддерживаю контакт с местными правозащитниками. Пока что крупных жалоб не было. Все, кто хочет остаться в Ингушетии, остаются. На днях я, возможно, туда выеду, если возникнут проблемы. Пока что удавалось все разрешать по телефону».

Между тем даже президент Ингушетии Мурат Зязиков, кровно заинтересованный в скорейшем решении проблемы вынужденных переселенцев (в отдельные годы беженцы составляли треть населения республики), заявил, что нельзя выселять людей в чистое поле, пусть оно и находится в родных местах. По его мнению, к строительству жилья в Чечне можно привлекать самих беженцев. Это поможет решить проблему занятости и сократит количество хищений. У себя воровать люди не позволят.

То, что ликвидация палаточных лагерей в Ингушетии в основном процесс показательный, если не сказать показушный, иллюстрирует и ситуация с чеченскими беженцами в Грузии. Для решения этой проблемы вчера в Тбилиси прибыла российская делегация во главе с заместителем начальника Федеральной миграционной службы МВД России Борисом Юнашиным. До чеченцев, живущих сегодня в Панкисском ущелье, руки Москвы и Грозного пока не дотягивались. И там люди, в отличие от земляков, нашедших приют на территории России, даже имеют возможность вести с российскими властями переговоры. Как заявил в понедельник чеченский правозащитник Асланбек Абдурзаков, «беженцы не собираются отказываться от диалога и готовы выслушать предложения делегации из России». Сегодня российские чиновники отправятся в Панкисское ущелье для ознакомления беженцев с «социальными гарантиями, предложенными российскими властями». Но, по словам г-на Абдурзакова, большинство беженцев возвращению в Россию предпочитают эмиграцию в третьи страны.



Справка «НИ»

Согласно постановлениям правительства Чеченской Республики, временно перемещенные лица при возвращении в Чечню могут претендовать на следующие материальные выплаты и социальные льготы:

  • компенсация за полностью разрушенный дом – 300 тыс. руб.;
  • за утраченное имущество – 50 тыс. рублей;
  • компенсация расходов за наем квартиры – 20 рублей в день на человека;
  • единовременное пособие в размере 2 тыс. рублей на человека;
  • обеспечение одеждой, обувью и другими вещами первой необходимости;
  • бесплатное обеспечение хлебом и другим продовольствием.


ПЯТЕРКА СТРАН, ЛИДИРУЮЩИХ ПО ЧИСЛУ ПОЛИТИЧЕСКИХ БЕЖЕНЦЕВ

Россия, Сербия и Черногория, Турция, Китай, Нигерия

ПЯТЕРКА СТРАН, В КОТОРЫЕ БЕГУТ РОССИЯНЕ

Австрия, Польша, Чехия, Франция, Германия