Posted 6 декабря 2010,, 21:00

Published 6 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:23

Updated 8 марта, 06:23

Дорога по «двойному тарифу»

6 декабря 2010, 21:00
В эту субботу в Москве состоится митинг автовладельцев с требованием отменить транспортный налог. Примечательно, что формально базовая ставка этого налога с будущего года понижается вдвое, однако региональные власти получили право увеличить ее в десять раз. В ряде субъектов РФ, в частности в столице, решили этим правом

Напомним коротко суть трюка. В начале декабря президент подписал федеральный закон, согласно которому с января 2011 года базовая ставка транспортного налога будет снижена. Для автомобилей мощностью до 100 л.с. она составит 2,5 руб., от 100 до 150 «лошадей» – 3,5 руб., от 150 до 200 – 5 руб., от 200 до 250 л.с. – 7,5 руб., свыше 250 – 15 руб. Казалось бы, что тут протестовать – налог снизили, радуйтесь, автомобилисты. Однако дьявол, как известно, прячется в деталях, а они в данном случае в том, что за субъектами Федерации оставлено право увеличить эту ставку в десять раз. В ряде «добрых» регионов, например в Москве, власти решили не повышать, но и не снижать транспортный налог в 2011 году. Те, кто ездит на машине, знают: в настоящее время в столице для автомобилей мощностью до 100 л.с. ставка составляет 7 руб. за одну лошадиную силу, максимальная же – для авто мощностью свыше 250 л.с. – 150 руб. за каждую «лошадь».

Опять же на первый взгляд ничего страшного: могли бы ведь и поднять, но оставили как есть – чем не подарок? Но это, увы, не весь фокус. Когда велись дискуссии вокруг транспортного налога, как один из вариантов рассматривалась его отмена, которую предлагалось компенсировать повышением акциза на топливо. По принципу: «Кто больше ездит, тот чаще заправляется, а следовательно, больше и платит». Однако получился гибрид: налог оставили, хотя по факту и не повысили (в Москве), а акциз увеличили. В результате за каждый залитый в бак литр бензина или дизтоплива со следующего года придется платить минимум на 1 руб. больше.

«Политика московских властей определяется в первую очередь политикой властей федеральных, – прокомментировал «НИ» сложившуюся ситуацию депутат Мосгордумы Андрей Клычков. – Если «Единая Россия» наверху решила этот налог сохранить, то и региональные власти не будут уходить в другую сторону. Думаю, неправильно, что федеральные власти отдали окончательное решение на откуп региональных властей. В любом регионе есть потребность увеличения доходной части бюджета, в том числе и за счет транспортного налога. Москва сейчас решила значительно увеличить доходы, собирая по крохам отовсюду, в том числе и за счет этого налога». Напомним, что, по заявлениям властей, поступления от транспортного налога в бюджет Москвы в 2011 году планируется увеличить на 2,6 млрд. руб.

«То, что снижение ставки налога на федеральном уровне – просто пустышка, было ясно с самого начала – рассказал «НИ» независимый автоэксперт Сергей Асланян. – Что толку одной рукой снижать базовый тариф хоть до нуля, если другой ты тут же можешь поднять ставку хоть до 100 руб.! Это игра в расчете на то, что все дураки. Для властей автомобилист остается безропотной дойной коровой, они исходят из того, что машины покупают заведомо платежеспособные граждане, к которым всегда можно залезть в карман».

По мнению эксперта, главная проблема заключается в том, что общество не может отследить, на что идут деньги, которые платят владельцы машин. «Транспортный налог просто так называется, но это вовсе не значит, что он идет в транспортную сферу, – уточняет г-н Асланян. – По нашему Налоговому кодексу, деньги с владельцев машин идут в местный бюджет и дальше распределяются на усмотрение местных органов власти. Люди, которые ездят по плохим дорогам, отдали деньги просто за то, что у них есть машина, а не за то, что в городе положат хороший асфальт. Никто этого делать не обязан, средства могут пойти куда угодно, к примеру на ЖКХ. В такой ситуации местные власти никогда не позволят себе лишаться такого источника дохода. С какой стати отказываться от курицы, которая несет золотые яйца!»

«Представьте себе: у вас сейчас есть 1 млрд. руб., который вы можете направить, скажем, на пенсии, а тут вам говорят, что теперь его не будет, – продолжил мысль в разговоре с «НИ» председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. – Естественно вы будете бороться за то, чтобы эти у вас деньги остались. Так что, региональные власти будут бороться за то, чтобы транспортный налог остался – чем еще им компенсировать эти деньги?» Тем не менее в эту субботу автомобилисты намерены выйти на митинг, чтобы потребовать отмены этого налога.

В ФАР считают, что акцизы повышены не из-за того, что снижается транспортный налог (плата ведь в лучшем случае останется неизменной), а из-за того, что он плохо собирается. Людей же, подчеркивают в федерации, по сути, обманули: пообещали облегчить им жизнь, а в итоге заставляют платить дважды. «Мы предлагаем упразднить транспортный налог, включив его в конечную стоимость топлива, – сказал «НИ» Сергей Канаев. – Собранные же деньги должны использоваться только целевым образом – на строительство и ремонт дорог, а не на ЖКХ, пенсии и прочие расходы. Тогда средства не будут распыляться». Кроме того, по мнению эксперта, распределение средств должно происходить в том регионе, где автомобили заправляются. Пока же, как подсчитал Минфин, в 2011 году от повышения акцизов на топливо на 1 руб. за каждый литр федеральный бюджет получит 781 млрд. руб. Из них 34 млрд. планируется направить на строительство дорог в крупных городах, еще 5 млрд. – на сельские дороги.

"