Posted 6 ноября 2011,, 20:00

Published 6 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:10

Updated 8 марта, 06:10

Бени Лидский, глава представительства агентства «Сохнут» в Москве

6 ноября 2011, 20:00
В последнее время как в СМИ, так и «на кухнях», в блогах и форумах все чаще звучит тема эмиграции из России. Индикатором «чемоданных» настроений в обществе всегда считалась еврейская иммиграция. В начале девяностых счет уехавших в Израиль из бывшего СССР шел на сотни тысяч. Потом количество отъезжающих, по крайней мере

– Верно ли, что за последнее время количество желающих уехать из России в Израиль, несмотря на напряженную ситуацию на Ближнем Востоке, резко увеличилось?

– Действительно, в последние три года наблюдается постоянный рост репатриации в Израиль. В этом году уже приехало более 20 тыс. человек, среди них около 3 тыс. – из России. Это на 13% больше, чем за такой же период прошлого года, и больше, чем за весь 2008 год. Правда, я хочу отметить, что увеличивается количество репатриантов в Израиль и из других стран.

– Чем вы это объясняете?

– Я полагаю, не существует однозначного ответа на ваш вопрос. Его не могут дать даже профессиональные социологи. Я думаю, в первую очередь привлекательность Израиля связана с его устойчивой и сильной экономикой. Среди всех развитых стран Израиль вышел из последней волны кризиса с наименьшими потерями. Например, если в США уровень безработицы на сегодняшний день превышает 9%, то в Израиле он опустился ниже 6%. Кроме того, растет количество людей, стремящихся реализовать свою еврейскую самоидентификацию при помощи репатриации в Израиль. Надо учитывать, что современный мир становится все более открытым, границы нивелируются. Решение о переезде в другую страну перестало быть окончательным и бесповоротным.

– В России популярно другое объяснение: причина отъездов за границу, в том числе в Израиль, – в неуверенности определенных категорий россиян в будущем. В обществе и прессе активно заговорили о том, что после выборов поток отъезжающих, не только евреев, может резко увеличиться…

– Я не слишком доверяю слухам, но точно знаю, что ни разу в истории результаты выборов не влияли каким-либо существенным образом на эмиграцию.

– Каков образовательный уровень отъезжающих? Много ли среди репатриантов ученых и бизнесменов? Ведь именно эти две категории составляли если не большинство, то значительную часть уехавших в Израиль в девяностых.

– Состав отъезжающих соответствует среднему образовательному, профессиональному и социальному уровню еврейского населения в России.

– А много ли народа возвращается обратно? По данным израильского посольства, в Москве и области сейчас проживают около 100 тысяч израильтян. Кто-то из них здесь работает, кто-то вернулся окончательно, при этом сохранив израильское гражданство.

– Ну я полагаю, что цифра 100 тысяч в Москве и области несколько преувеличена. Известно, что из более миллиона выходцев из стран бывшего СССР, репатриировавшихся в Израиль с начала 90-х годов, уехало из страны около 10%. То есть речь идет о 100 тысячах, выехавших из Израиля. Подчеркиваю, речь идет о репатриантах не только из России, а из всего бывшего Советского Союза. Большая часть этих людей уехала в Канаду и другие западные страны. Таким образом, в страны исхода (Россию, Украину и другие) вернулось примерно 40–45 тысяч человек. Я полагаю, что есть еще несколько тысяч или, возможно, десятков тысяч, не попавших в эту статистику. Есть также значительное количество израильтян, ведущих бизнес в Москве и живущих «на два дома». Они не входят в израильскую статистику иммигрировавших. Должен отметить, что, с точки зрения демографии, 10% – это очень незначительное количество.

– В связи с протестным движением в Израиле, особенно среди медицинских работников, израильское правительство заявило, что врачей-ординаторов будут приглашать из-за рубежа. Есть ли среди репатриантов категория специалистов, отреагировавшая на этот призыв?

– На мой взгляд, размах протестного движения в Израиле был несколько преувеличен как израильской, так и мировой прессой. Насколько мне известно, на сегодняшний день ситуация в системе израильского здравоохранения достаточно стабильна, и у руководства Минздрава нет оперативных планов по привлечению иностранных специалистов на работу в больницы Израиля. Более того, серьезный разговор об этом вряд ли может идти, поскольку требования, предъявляемые к врачам в нашей стране, очень высоки, и соответствие этим требованиям должно быть подтверждено на серьезном аттестационном экзамене. Вместе с тем профессия врача, безусловно, является востребованной профессией в Израиле, и медицинские учреждения с удовольствием принимают на работу врачей, как уроженцев страны, так и новых репатриантов из других стран.

"