Posted 7 октября 2019,, 10:22

Published 7 октября 2019,, 10:22

Modified 7 марта, 15:32

Updated 7 марта, 15:32

Владимир Милов: бюджет Москвы неподвластен контролю депутатов

Владимир Милов: бюджет Москвы неподвластен контролю депутатов

7 октября 2019, 10:22
На сегодняшний день бюджетный процесс в Москве совершенно не поддается контролю и является по своей сути антисоциальным
Сюжет
Бюджет

В преддверии рассмотрения в Мосгордуме бюджета Москвы на следующий год оппозиционный политик Владимир Милов опубликовал в своем блоге крайне интересный доклад о том, что вообще происходит московском городском бюджете, который власти города пытаются всячески засекретить. А ведь именно от распределения бюджетных средств и зависит все происходящее в городе, в том числе и вечное перекладывание плитки и бордюров, и «оптимизация медицины»...

Между тем, бюджет Москвы составляет почти 3 триллиона рублей, то есть почти столько же, сколько у всех Вооруженных Сил России. Или, если по-другому, на каждую столичную семью приходится около одного миллиона рублей в год. При этом москвичи никак не влияют на расходование этих денег, что это категорически неправильно – пишет Милов, перечисляя далее основные тезисы своего доклада.

1. Бюджет города утратил всякую социальную ориентированность

Более того, доля социальных расходов неизменно снижается. К примеру, в 2014 году она составляла 38% от общей суммы (16,6% образование, 13,5% медицина, 6,9% пенсии, по 0,5% - экология и охрана материнства и детства), а в 2019-м - лишь 26,6% (13% образование, 7,6% медицина, 5,4% пенсии, по 0,3% - экология и охрана материнства и детства). К тому же, на 2020-2021 гг. запланировано сокращение расходов на здравоохранение на 30 млрд рублей в год, в рамках той самой "оптимизации" медицины. Милов предлагает повысить долю социальных расходов (медицина, образование, охрана семьи и детства, экология, пенсии) до более 50%.

Особенно это касается пенсионных расходов. К примеру, бюджет Москвы на 2019 год по расходам на 70% выше бюджета 2013 года, но его расходы на пенсионное обеспечение — лишь на 30% выше. Пенсионные надбавки индексировались всего один раз, перед «выборами» 2018 года, хотя инфляция никуда не делась. В 2013 году расходы бюджета Москвы на пенсионное обеспечение составляли 7,1% процентов общих расходов городского бюджета, а в 2019 году всего 5,4%, причем на 2021-й год утверждено дальнейшее сокращение до 5,1%. Средства на это изыскать не сложно:

  • Сократить расходы на благоустройство, содержание чиновничества (в Москве около 20 тысяч чиновников, это явно избыточно) и господдержку СМИ (20% расходов городского бюджета);
  • Инвентаризировать субсидии городским монополиям и сократить избыточные субсидии;
  • Инвентаризировать городские закупки и ликвидировать коррупционную составляющую;
  • Резко повысить доходы от использования государственного имущества, которые на сегодня неприемлемо низки.

2. Городские расходы на благоустройство чрезмерно раздуты

Бюджет на «благоустройство» в 2019 году составляет 270 млрд рублей, причем с 2014 года он более чем удвоился, а его доля в расходах столичного бюджета выросла с 8% до 10%. На благоустройство тратится:

  • На 20% больше, чем на здравоохранение;
  • В 1,4 раза больше, чем на образование;
  • Вдвое больше, чем на пенсионное обеспечение;
  • В 3,5 раза больше, чем на дошкольное образование;
  • В 30 раз больше, чем на охрану материнства и детства;
  • В 34 раза больше, чем на охрану окружающей среды.

Бюджет на благоустройство больше:

  • Бюджета 400-тысячной Росгвардии (240 млрд рублей);
  • Бюджета Министерства сельского хозяйства России (263 млрд рублей) и всех (!) субсидий агропромышленному сектору России;
  • В полтора раза выше чем все расходы федерального бюджета на фундаментальную науку (180 млрд рублей);
  • Более чем в полтора раза выше федеральных расходов на судебную систему (170 млрд рублей)...

К тому же эта программа вызывает массу критики из-за высокой стоимости, неочевидной востребованности, и массы неудобств, доставляемых постоянными благоустроительными работами.

3. Непрозрачные расходы на транспорт

Эти расходы востребованы горожанами и это крупнейшая статья бюджета. Транспортная политика (без дорожного хозяйства) в Москве стоит 400 млрд рублей, что составляет половину всех расходов страны на транспорт. Но эффективна ли она?

К примеру. компания "Мостотрест" Аркадия Ротенберга получила подряды на строительство:

Более 50 млн долларов за километр, а прогресса не видно - Москва продолжает стоять в 10-балльных пробках, а общественный транспорт в часы пик переполнен. Есть все основания утверждать, что огромные средства и идут на финансирование коррупционной составляющей, или тратятся неэффективно.

4. Низкие поступления от использования городского имущества

Правительство Москвы владеет огромным недвижимым и движимым имуществом, однако доходы от его использования составляют в 2019 году всего лишь 6,7% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города (165 млрд рублей в бюджете на 2019 год). Причем доля доходов постоянно снижается: в 2015-2017 годах она составляла почти 8%. Это говорит о том, что правительство Москвы не выполняет своих функций по эффективному использованию городского имущества, а бюджет города лишается важного источника поступлений, причем выгоду получают сторонние лица.

5. Чрезвычайно низкая доля собственных бюджетных доходов муниципалитетов

Доля доходов местных бюджетов в общей структуре доходов консолидированного бюджета города Москвы составляет всего 0,19%, что не позволяет обеспечить нормальное функционирование местного самоуправления в городе. Нормативная база стабильной системы определения доли доходов, которые отчисляются в местные бюджеты отсутствует, а нормативы отчислений в конкретные бюджеты каждый раз вычисляются по-разному, меняясь по непрозрачным критериям.

А ведь в Бюджетном кодексе РФ сказано, что в бюджеты муниципальных районов должны зачисляться 5% от налогов на доходы физических лиц, взимаемых на территориях городских поселений.

Помимо этого, необходима передача существенных полномочий по управлению расходами на жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство на местный уровень.

6. Полное отсутствие необходимости взимания торгового сбора

В Москве введен особый региональный налог, которого нет почти больше нигде в стране - торговый сбор для малых предпринимателей, доходы от которого составляют менее 0,4% от общих доходов бюджет. При этом торговый сбор сильно препятствует функционированию малого бизнеса, хотя его фискальная значимость ничтожна и доходов в бюджет он практически не приносит. Предлагается отменить торговый сбор в Москве.

7. Отмена городских расходов на пропаганду

Расходы на пропаганду, на "господдержку СМИ" в Москве превысили все разумные пределы, не говоря о том, что город вообще не должен содержать СМИ, а должна быть конкуренция частной прессы. Москва же выбрасывает огромные деньги, за наши же налоги повсюду восхваляя Собянина. Расходы на пропаганду составляют 12,9 млрд рублей. Это:

  • В 1,6 раз больше расходов на охрану окружающей среды;
  • В 1,5 раза больше расходов на охрану семьи и детства.

Эти деньги необходимо перенаправить на что-то полезное для москвичей.

8. Крайне необходима нормализации бюджетного процесса

Бюджетный процесс в городе совершенно ненормален, говорю это как бывший чиновник с большим стажем. Судите сами:

  • Близится новый финансовый год, а проекта бюджета на следующий год никто в глаза не видел. Это говорит о полном провале в организации бюджетного процесса в нашем городе. Проект бюджета должен появляться в августе, чтобы хватало времени на его полноценное публичное обсуждение.
  • В Мосгордуме, в отличие от всех других парламентов субъектов Федерации, нет отдельного бюджетного комитета, а бюджет с депутатами Мосгордумы не обсуждается вовсе, а только ставится на голосование. Это ненормально. Нужны законодательно закрепленные процедуры не только парламентского, но и широкого общественного обсуждения бюджета, как в любом современном развитом крупном европейском городе.
  • Распределение поступлений бюджета между городом и муниципалитетами решается волюнтаристски через ежегодное распределение каких-то коэффициентов в приложениях к бюджету: например, Красносельский район плохо себя вел - получи 0,05% доходов в свою доходную часть. Так быть не должно: должны быть нормативно закреплены постоянные доли отчислений доходов в бюджеты органов местного самоуправления, чтобы обеспечить им стабильную доходную базу.

Сегодняшний московский закон "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" развязывает мэрии руки творить в плане бюджета все что она хочет. Это совершенно не сравнить с тем же федеральным бюджетным кодексом, в котором более 400 статей и который так или иначе детально регулирует многие вещи (например, нормативы отчислений в местные бюджеты). Бюджетный процесс в Москве следует признать предельно дезорганизованным, а структуру городского бюджета - не отвечающей интересам москвичей: растущая антисоциальная направленность бюджета, недофинансированное местное самоуправление, задушенный региональными налогами малый бизнес, при этом - неконтролируемые "распильные" статьи, неприлично низкий уровень доходов от использования огромного городского имущества и так далее.

Надеюсь, что вновь избранные независимые депутаты Мосгордумы поднимут обсуждение этих острых для москвичей вопросов на новый уровень, и мы сможем вернуть жителям города контроль над расходованием огромного столичного бюджета - который, напомню, формируется преимущественно на наши налоги!

"