Posted 6 октября 2004,, 20:00

Published 6 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Референдум на троих

6 октября 2004, 20:00
Губернаторы Красноярского края, Таймыра и Эвенкии в присутствии свеженазначенного представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина подписали на днях документ, согласно которому 17 апреля 2005 года должен состояться референдум. Посвящен он будет вопросу объединения этих трех регионов. А сегодня

В советские времена Красноярский край, Таймыр, Эвенкия и Хакасия были единым целым. В результате «парада суверенитетов» начала 90-х «общая квартира» превратилась в «коммуналку». С идеей вернуться к «совместному проживанию» первым выступил тогдашний губернатор Красноярского края Александр Лебедь (о Хакасии, правда, речь не шла). Однако тогда у генерала нашлись критики, как в Красноярске, так и в округах. Одни считали, что при объединении бюджетов финансовые возможности края будут значительно урезаны. Что северные территории, если не принимать в расчет Норильск, станут нахлебниками. Другие, то есть те самые северяне, утверждали, что вполне могли бы обойтись без опеки со стороны «старшего брата», который не только лишает их самостоятельности, но и попросту объедает.

С тех пор перспектива объединения виделась достаточно спорной. По крайней мере ни Дудинка, где правил ставленник «Интерроса» Александр Хлопонин, ни Тура, где пришел к власти менеджер «Юкоса» Борис Золотарев, подобных желаний не высказывали. Более того, в один прекрасный момент депутаты Таймырской думы взбунтовались против Лебедя и краевых депутатов. В обращении, более напоминающем ультиматум, они обвинили краевые власти в систематическом невыполнении своих обязательств перед округом и заявили, что готовы рассмотреть возможность непосредственного вхождения округа в состав Российской Федерации. Потом Норильск попытался выйти, – правда, безуспешно – из-под юрисдикции края и «прописаться» на Таймыре.

После гибели Александра Лебедя ключевые посты во всех трех субъектах заняли три менеджера двух крупнейших бизнес-структур – Хлопонин, Бударгин (тоже выходец из «Интерроса») и Золотарев. Тогда же первые лица Красноярского края, Эвенкии и Таймыра решили объединиться в придуманный ими же совет губернаторов, однако дружно отмечали, что говорить о слиянии трех субъектов в один рано.

Но через какое-то время президент Путин заявил, что укрупнение субъектов «в некоторых случаях вполне обоснованно», заметив, что подобные решения, согласно Конституции России, «отнесены к компетенции субъектов Федерации, а не президента». Те, кто считал, что «пока рано», и даже те, кто категорически выступал против объединения, вдруг столь же дружно заговорили о крайней необходимости возродить «союз трех».

Исторически экономика и социальная структура края, включая округа, развивалась как единый комплекс. Сегодня, по словам того же Хлопонина, «объединение экономически уже состоялось, бюджет Таймыра и Эвенкии определяется Законодательным собранием Красноярского края». Новый союз на основе старых связей вроде бы должен отвечать интересам населения. Дело за малым – объяснить этому самому населению все прелести объединения.

Вот здесь-то и кроется пока основная проблема. Судя по многочисленным социологическим опросам, люди не хотят понять своего счастья. Особенно северяне. В автономных округах и Норильске «против» готовы голосовать порядка 70 % жителей. Коренные обитатели Крайнего Севера боятся, что в ходе всех пертурбаций они могут лишиться национальной автономии. Норильчане опасаются, что их северную зарплату уравняют с материковой, а в городе рухнет вся «социалка», на которую придется выпрашивать деньги из краевого бюджета. У красноярцев же свои страхи: придется на свои кровные содержать дотационные округа, которые до сих пор кормил государственный бюджет. Словом, исход весеннего референдума пока весьма и весьма гадателен.

"