Posted 6 сентября 2010,, 20:00

Published 6 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:53

Updated 8 марта, 06:53

Правозащитница Людмила Алексеева

Правозащитница Людмила Алексеева

6 сентября 2010, 20:00
Вчера глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева приняла решение остаться одним из заявителей митингов на Триумфальной площади. О том, почему оппозиция намерена твердо «заявляться» исключительно по «старому адресу» в центре Москвы Людмила АЛЕКСЕЕВА рассказала «Новым Известиям».

– Людмила Михайловна, почему вы, несмотря на некоторые сомнения, все-таки решили остаться заявителем акций «Стратегии-31»?

– Потому что это важно для нашего общества, в котором сейчас мало-помалу зарождается гражданское сознание. И в первую очередь это очень ценно для меня. Да, мне уже 83 года, и я физически не могу выходить на Триумфальную площадь. Мне больно даже смотреть на милицейский произвол, не то, что становиться его жертвой. Но это не значит, что я перестану делать все, что в моих силах, для «Стратегии-31». Мы создали прекрасную традицию, которую ни в коем случае нельзя оставлять без поддержки со стороны правозащитников.

– А могли бы вы согласиться, например, на проведение митинга в другом месте?

– Нет, это совершенно невозможно. Нас регулярно «сманивали» и на Чистые пруды, и на Болотную площадь. Даже Пушкинскую предлагали. Но мы не можем изменить место сбора. Это будет не компромисс, а изменение традиции, шаг назад. Люди привыкли приходить каждое календарное тридцать первое число именно на Триумфальную. Не хотелось бы, чтобы у нас начался такой же разброд и путаница с двумя местами сбора, как в Санкт-Петербурге. И, как я уже устала повторять, мы не должны просить разрешения у властей на проведение митинга. Мы должны уведомлять их. Поэтому ни о каких уступках не может быть и речи.

– Чувствуете ли вы общественную поддержку?

– Да, конечно. У «Стратегии-31» сейчас очень много сторонников, именно этим объясняется наш успех. Сейчас к нам присоединились практически все протестные движения и большинство правозащитных организаций. Кроме того, в последние разы на Триумфальной площади стало появляться все больше людей совершенно аполитичных. А когда обычные граждане начинают интересоваться не только ростом тарифов ЖКХ, уничтожением Химкинского леса или закрытием школ, а своими гражданскими правами – это действительно важный прорыв.

– Как долго будут проводиться митинги «Стратегии-31»?

– Это зависит от обстоятельств. За этот год главная цель – свобода собраний в России – не достигнута. Но мы создали традицию, а это уже немало. И она должна продолжаться до тех пор, пока не перестанет быть актуальной. То есть до наступления тех блаженных времен, когда власть не будет чинить людям препятствий в виде милицейских дубинок.

– Чувствуете ли вы изменение позиции по отношению к «Стратегии-31» во властных структурах?

– К сожалению, нет. Прошел уже год, и мы можем сделать определенный вывод: к проблемам свободы собраний в России наша власть безучастна. Более того, она умудрилась их еще и усугубить. С прошлого сентября свою позицию московская власть выражает очень красноречиво и удивительно однообразно, высылая на Триумфальную наряды милиции. А началом «строительства парковки» под памятником Маяковскому столичные чиновники просто-напросто расписались в своей беспомощности. И все же, я уверена, что когда-нибудь в России свобода собраний будет в порядке вещей. Это только вопрос времени. И в наших силах это время приблизить.

"