Posted 6 сентября 2006,, 20:00

Published 6 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:07

Updated 8 марта, 09:07

Крайние националисты

6 сентября 2006, 20:00
Вчера зампрокурора Карелии Петр Клемешов обвинил Движение против нелегальной иммиграции в организации погромов в Кондопоге. Координатор ДПНИ Александр Белов, напротив, требует себе награду за то, что якобы спас администрацию города от штурма. Эксперты, в свою очередь, считают виновными в случившемся и националистов, пр

Заместитель прокурора Карелии Петр Клемешов вчера заявил, что массовые беспорядки в Кондопоге были хорошо организованы, а их зачинщики хотели отработать этот сценарий для других регионов России. «Распространение информации в Интернете, тенденциозная подача этой информации, использование социального расслоения общества, грамотная игра на чувствах людей, наконец, выбор выходного дня для проведения митинга, когда большинство молодежи не учится и не работает, – все это специальные технологии», – утверждает г-н Клемешов. По его словам, к организации митинга в Кондопоге, после которого последовали погромы, причастны активисты Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Однако никто из них не задержан, так как в их выступлениях «не выявлено признаков разжигания межнациональной розни или призывов к противоправным действиям».

Координатор ДПНИ Александр Белов прокомментировал «НИ» заявление зампрокурора следующим образом: «Первое – у него помутился рассудок. Второе – получен заказ, чтобы свалить на кого-то ответственность за бездействие местных властей». Г-н Белов утверждает, что во время митинга убеждал людей разойтись, а не громить палатки, и что предотвратил штурм городской администрации – и теперь хочет, чтобы правительство Карелии представило его к государственной награде. Других активистов ДПНИ, по словам Александра Белова, в этот день в Кондопоге не было. Он также сообщил, что в минувшее воскресенье был допрошен в прокуратуре Карелии, однако никаких обвинений ему не предъявили.

Не исключено, что погромы в Кондопоге произошли не столько благодаря подосланным провокаторам, сколько из-за неграмотных действий местных властей. Эксперт по социально-массовым явлениям профессор Акоп Назаретян рассказал «НИ», что «в толпе человек попадает в ситуацию эмоционального кружения», когда «люди все более возбуждаются и теряют способность воспринимать информацию из вне толпы». По словам ученого, если не быть специалистом, то не поддаться в толпе эмоциям очень трудно, и «человек начинает действовать так, что если завтра вспомнит, то его кондрашка хватит». Г-н Назаретян допускает, что страсти у собравшихся кипели изначально, и кому-то хотелось их усиливать. Однако если бы представителям власти удалось взять толпу под контроль и переключить ее внимание на что-то еще, погромов можно было бы избежать.

Если виновность ДПНИ в событиях в Кондопоге прокуратуре еще придется доказывать, то деятельность организации по возбуждению ненависти к мигрантам сомнений не вызывает. Так, на сайте ДПНИ всем желающим предлагается распечатать и распространять листовку, из которой следует, что преступность среди иммигрантов за 15 лет выросла в 150 раз, что они завозят в Россию 90% героина, вывозят из нашей страны миллиарды долларов, оставляют москвичей без мест в детских садах, очень скоро русский народ может повторить судьбу косовских сербов. В декабре минувшего года руководитель правозащитной организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина обращалась в Генпрокуратуру с требованием запретить ДПНИ. «Обращение закончилось без последствий», – сообщила она «НИ». По словам г-жи Ганнушкиной, активисты ДПНИ убеждают население, что Россия принадлежит только русским. «Естественный вывод из того, что они говорят, – насилие, и находятся люди, которые этот следующий шаг делают», – отметила она.

Формально ДПНИ является незарегистрированной организацией, и ее руководители не скрывают, что не регистрироваться им удобнее. Координация сторонников осуществляется через сайт, к слову, подвергшийся вчера атаке хакеров. А финансирование – через личный счет одного из активистов, чьи банковские реквизиты для пожертвований также выставлены на сайте. Руководитель коллегии адвокатов «Адвокатская палата» Юрий Костанов рассказал «НИ», что незарегистрированную организацию также можно запретить. Это делается по заявлению прокурора, а дальше, если суд признает организацию экстремистской, участие в ее деятельности само по себе является преступлением. По словам юриста, это «работа ФСБ и прокуроров», которые «ничего не делают, хотя вся эта экстремистская деятельность налицо».

"