Posted 6 июля 2011,, 20:00

Published 6 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:11

Updated 8 марта, 06:11

16 друзей коррупции

6 июля 2011, 20:00
Вчера президентский Совет по правам человека опубликовал антикоррупционную экспертизу закона «О полиции». В документе, подготовленном российским отделением Transparency International, содержится не только список коррупциогенных норм закона, но и предложения по улучшению документа, в частности, отказа от понятия «права

В самом законе эксперты Transparency International насчитала 16 норм, которые «с наибольшей вероятностью могут привести к коррупционным ситуациям». В частности, многочисленные коррупционные факторы встречаются в статьях, регулирующих проверку документов. Кроме того, потенциальная коррупционность закона связана с нечеткими формулировками, использующимися в нем. Так, в новом законе указывается, что «на полицию возлагаются обязанности изымать у граждан и должностных лиц документы», но при этом не определены условия и основания принятия решения по изъятию документов, имеющих признаки подделки. Не ограничен также список документов, которые могут быть изъяты у граждан и должностных лиц.

Еще в ноябре 2010 года на стадии подготовки закона «О полиции» эксперты Transparency International обратили внимание на наличие многочисленных коррупциогенных факторов в тексте документа, а также на отсутствие информации о том, проводилась ли антикоррупционная экспертиза данного законопроекта. В Минюсте это объяснили тем, что ведомство компетентно проверять только те законы, которые были разработаны федеральными органами исполнительной власти. А так как инициатива принятия этого закона принадлежит президенту, то этот документ, по мнению Минюста, не может считаться разрабатываемым органами исполнительной власти.

Для решения выявленных недостатков Transparency International предлагает отказаться от понятия «права полиции», прописанного в законе. По мнению экспертов, поскольку в положении о МВД говорится лишь о полномочиях этого федерального органа, а полиция является частью МВД, то и в законе «О полиции» следует определять лишь конкретные полномочия полицейских. Кроме того, эксперты отмечают, что в общепризнанной концепции теории государства и права правами и обязанностями наделяются лишь физические лица (граждане), а не органы государственной власти.

«Если все оставить, как есть, люди так и будут попадать в эту коррупционную ловушку. Ведь из одного факта проверки документов может вырасти миллион коррупционных дел. Фактически при существующем законе полицейский может поставить коррупционное дело на поток, используя формулировку «Я прав», –пояснила «НИ» директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. По ее словам, задача данного исследования – донести его до людей, которые эти проблемы создали и могут их решить, а также добиться того, чтобы эти недостатки были устранены.

В ходе встречи членов Совета по развитию гражданского общества и правам человека с президентом в Нальчике исследование было передано непосредственно Дмитрию Медведеву. Как заявила г-жа Панфилова, в ходе личной встречи президент поблагодарил за сообщение и передал результаты экспертизы в свое контрольно-правовое управление, пообещав, что если оно придет к похожим выводам, закон «О полиции» будет изменен. «Я бы оценила эту реакцию как позитивную. Мы были бы недовольны, если бы он сказал «нет, мы ничего не будем рассматривать». Он же предложил работать с этим документом. Вряд ли можно было ожидать другой реакции, ведь все решения принимаются не на заседаниях совета, а в кабинетах. В любом случае мы будем продолжать оказывать давление. И я уверена, пусть не быстро, но закон будет изменен», – пояснила «НИ» г-жа Панфилова. В то же время, по словам правозащитницы, важны не только изменения в законе, но и налаженное его правоприменение.

"