Posted 6 апреля 2004,, 20:00

Published 6 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Ради чего?

Ради чего?

6 апреля 2004, 20:00
В понедельник бывший спецпредставитель президента РФ по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов призвал на базе кавказских республик и Ставропольского края создать Горскую республику. А начать, по его мнению, нужно с объединения Чечни и Ингушетии.

Попытки объединить республики Северного Кавказа предпринимались уже не раз. Если не считать «плодотворную» деятельность легендарного имама Шамиля, то нынешняя будет четвертой. Первый раз Горская республика со столицей в Тифлисе появилась в 1918 году сначала при поддержке турецких войск, а потом пришедших им на смену сил Антанты. Это образование не дожило даже до большевиков и было разогнано генералом Деникиным. Второй раз эту идею осуществили в 1921 году, когда в составе РСФСР была образована Горская автономная республика со столицей во Владикавказе. Просуществовала она всего три года, и из ее останков появилась Чечено-Ингушская АССР и другие республики Северного Кавказа. Третья попытка пришлась на период развала Советского Союза. В 1991 году была создана Конфедерация горских народов Кавказа, сыгравшая немалую роль во всех вооруженных конфликтах в этом регионе. Конечной целью Конфедерации было создание все той же Горской республики, естественно, полностью независимой от Российской Федерации. Одним из результатов реализации этой идеи стало длящееся до сегодняшнего дня вооруженное противостояние в Абхазии и Чечне.

Старые идеи продолжают будоражить умы политиков, и в этом году об объединении Чечни с Ингушетией неожиданно заговорил президент ЧР Ахмат Кадыров («Новые Известия» писали об этом). А на этой неделе инициативу чеченского президента поддержал бывший спецпредставитель президента РФ по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов, который заявил на днях: «Вопрос образования самодостаточного субъекта РФ на базе объединения северокавказских республик и Ставропольского края является давно назревшим». Знакомый проект в устах г-на Султыгова претерпел некоторую модернизацию в духе времени. Идея создания «самодостаточного субъекта РФ» подается в рамках начавшейся в стране кампании по укрупнению регионов. Под этим соусом все выглядит не так уж неожиданно. Ведь объединились же коми-пермяки с просто пермяками, так отчего то же самое не проделать северокавказским народам. Причем г-н Султыгов предложил дело в долгий ящик не откладывать и референдум об объединения Чечни и Ингушетии совместить с выборами чеченского парламента.

Мнение Ахмата Кадырова по этому вопросу нам известно, а вот президент Ингушетии Мурат Зязиков высказался резко против объединения с Чечней. «Мы не чужие, но сейчас наступил этап, когда этого объединения уже не будет», – заявил он в понедельник. То, что на следующий день на него было совершено покушение, конечно, не связано с этими словами, но сам этот факт убедительно демонстрирует степень напряженности ситуации на Северном Кавказе. Учитывая приведенную выше историю вопроса, можно легко представить, во что может вылиться такое укрупнение регионов.

Г-н Султыгов вообще-то давно известен своими неожиданными инициативами. В свое время он даже пытался создать в Чечне комиссию по кровной мести, которая в ходе искоренения этого пережитка феодального прошлого была готова применять «устрашающие методы к участникам акций мести». Впрочем, политолог Фонда Карнеги Алексей Малашенко не склонен считать предложенный план укрупнения личной инициативой г-на Султыгова. «Насколько я знаю, это очень хороший чиновник, который прекрасно знает, откуда дует ветер, – сообщил «НИ» политолог. – Когда года три назад, еще при Аушеве, возникла идея объединения Ингушетии и Чечни, то она была буквально затоптана. В том числе и чеченцами. В прошлом году ее уже начали поддерживать и те люди, которые раньше были против». По мнению эксперта, «ветер дует» из Кремля, и когда президент говорит о вертикали власти, то он имеет в виду и идеи укрупнения регионов. «И судя по тому, как их улавливает, в частности тот же Султыгов, будущее у этих идей есть, – сообщил Алексей Малашенко. – Пока же, с моей точки зрения, идет зондаж общественного мнения».

Как рассказал «НИ» профессор Высшей школы экономики Сергей Хайкин, на Северном Кавказе это самое общественное мнение пока к укрупнению не готово. За последний год профессор провел на территории Чеченской Республики одиннадцать социологических исследований. По его мнению, сегодня большинство ингушей на вопрос о слиянии с Чечней ответят однозначно отрицательно. «Статус субъекта Федерации вольно или невольно позитивно сказывается на жизни в республике. За эти годы в Ингушетии появился свой, первый в истории ингушей, университет. Растет количество местных чиновников, укрепляет свои позиции элита», – сообщил профессор. Ингуши прекрасно видят последствия войны у соседей и не хотят распространения этих проблем на свою территорию. Кроме того, считает ученый, ингуши понимают, что хоть чеченцы, безусловно, братский народ, но гораздо более многочисленный. И в объединенном субъекте их могут «задавить».

Сами чеченцы, по словам Сергея Хайкина, в общей массе настроены по этому поводу нейтрально. Хотя чеченская интеллигенция с теплом вспоминает советские времена, когда Грозный был многонациональным городом. Простым же людям в Чечне хватает сполна своих проблем. Их в первую очередь волнуют безопасность семьи, быт, средства к существованию. По мнению профессора, прежде чем затевать такие процессы, нужно понять, ради чего все это: ради геополитики, ради экономики или ради простых людей?




Госдума утвердила образование Пермского края
Рамазан Абдулатипов: «Наш народ всегда готов» BR> КАК ПРОГЛОТИТЬ СОСЕДА

"