Posted 6 марта 2006,, 21:00

Published 6 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:13

Updated 8 марта, 09:13

Пока кризис не грянет...

6 марта 2006, 21:00
Новое руководство Дагестана подбирает себе команду. Вчера республиканский парламент утвердил в должности премьер-министра главу местного отделения «Единой России» Шамиля Зайналова. Однако, по мнению экспертов, властные перестановки в республике никак не повлияют на улучшение близкой к критической ситуации в Дагестане.

Президент Дагестана Муху Алиев подписал указ о назначении нового премьер-министра уже через несколько минут после того, как депутаты Народного собрания республики единогласно 109 голосами поддержали кандидатуру Шамиля Зайналова.

Напомним, прежнее правительство Дагестана, в соответствии с республиканской конституцией ушло в отставку 20 февраля 2006 года в связи с избранием нового главы республики, которым стал Муху Алиев, ранее спикер Народного собрания. В тот же день новым главой республиканского парламента стал сын прежнего главы республики Магомедсалам Магомедов.

Что же касается г-н Зайналова, то он занимал должность представителя республики в Совете Федерации РФ, где являлся заместителем председателя комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды. Освободившееся место в Совфеде займет бывший премьер Атай Алиев, кандидатуру которого предложил спикер Магомедсалам Магомедов.

Шамиль Зайналов по национальности кумык. Это третья по численности народность Дагестана – 12,9 % населения республики. Таким образом, в руководстве республики соблюдается этнический баланс, поскольку президент Дагестана Муху Алиев – аварец, представитель самого многочисленного народа республики, а спикер Народного собрания Магомедсалам Магомедов – даргинец (второй по численности этнос республики).

По мнению председателя Ассамблеи народов России, чрезвычайного и полномочного посла России в Таджикистане Рамазана Абдулатипова, кадровые перестановки в руководстве региона никак не отразятся на решении реальных проблем, которые сейчас находятся в законсервированном состоянии. «Эти перестановки обеспечивают жесткую преемственность, поэтому каких-то коренных изменений в республике ждать не стоит, – рассказал «НИ» г-н Абдулатипов. – Фамилии людей изменились, а на самом деле во власти остались те же люди, которые все эти годы там и находились. Может быть, на данном этапе это приемлемо, но с точки зрения перспектив это не сработает». Как подчеркивают местные наблюдатели, ситуация в республике близка к кризисной: население недовольно произволом правоохранительных органов, повальной коррупцией и клановостью во властных структурах. «Сейчас в регионе 22–24 тыс. милиционеров, и, к сожалению, среди них очень много непорядочных, – поделился Рамазан Абдулатипов. – Система воспроизводит конфликты, трагедии, неравноправие, беззаконие, и новая власть не сможет ничего с этим сделать, потому что у нынешнего руководства нет желания что-либо менять. Эти люди на протяжении 10–15 лет жили, работали и кормили друг друга. Как они могут разойтись?».

Ситуацию в республике обостряет еще и то, что местные власти фактически не справляются с регулярными вылазками боевиков. Даже смена власти в Дагестане проходила при усиленных мерах безопасности.

Федеральные власти уже не раз предпринимали попытки каким-то образом повлиять на взрывоопасную ситуацию. К примеру, в прошлом году полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак на заседании комиссии по вопросам развития регионов Северного Кавказа предложил свой план финансового оздоровления. Для этого, по его словам, в южных регионах следует ввести внешнее управление сроком на один год, правда, эта идея так и осталась нереализованной. По словам экспертов, Кремль не спешит делать резкие шаги, опасаясь дестабилизации и потери контроля в регионе. «На проблему Кавказа смотрят таким образом: лучше ничего не трогать, – считает г-н Абдулатипов. – Так ситуация доводится до полного кризиса и уже потом начинают решать. Население в основном находится в состоянии апатии. Там накопились тысячи проблем, и никуда они не денутся, а будут накапливаться. Я не вижу, чтобы у нового руководства был шанс для их решения. Модель управления не будет меняться. При всем уважении к прежнему руководству оно уже пережило свое время».

"