Posted 5 декабря 2004,, 21:00

Published 5 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Проголосуем на прощание

5 декабря 2004, 21:00
Вчера жители шести областей – Астраханской, Брянской, Волгоградской, Камчатской, Псковской и Ульяновской – в последний раз избирали губернаторов. Законопроект, призванный избавить россиян от этого тяжкого, как считают сторонники документа, бремени, уже прошел третье чтение в Госдуме. Вчера же состоялись довыборы в Госд
Сюжет
Выборы

Последние несколько недель в эфире столичных телеканалов можно было увидеть удивительный рекламный ролик. Строитель в каске обнаруживает емкость, из которой вылетает джинн, похожий на старика Хоттабыча, и просит загадать три желания. Двумя желаниями удовлетворив свои материальные потребности, строитель в каске наконец заявляет, что жаждет «сам выбирать власть, какую хочет». «Слушаюсь и повинуюсь, мой господин», – говорит джинн, после чего на экране появляется избирательный бюллетень, а голос за кадром призывает проголосовать на довыборах в 199-м Преображенском одномандатном округе Москвы.

Должность народного избранника от этого круга оказалась вакантной после назначения депутата-«единоросса» Александра Жукова вице-премьером в правительстве г-на Фрадкова. Сразу 14 человек боролись за право представлять в нижней палате интересы жителей Восточного административного округа столицы. При этом только троих кандидатов можно назвать профессиональными политиками. Это – трижды депутат Госдумы, лидер партии «Развитие предпринимательства» Иван Грачев, заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин и экономист-«родинец» Михаил Делягин (правда, г-н Делягин пошел на выборы путем самовыдвижения). Остальные кандидаты – националисты, предприниматели, банкиры и юристы – мало чем могут быть примечательны электорату. Исключение составляют разве что известный артист Юрий Назаров и гендиректор «Метромаша» Александр Жуков. Последнего – полного тезку вице-премьера, четыре раза избиравшегося по Преображенскому округу, выдвинула партия власти. В «Единой России», правда, утверждают, что это всего лишь совпадение, а отнюдь не коварный умысел. Тем не менее данный господин рассматривается в качестве одного из фаворитов гонки. Главным его противником считается г-н Митрохин. Может быть, именно поэтому как-то так складывалось, что именно он оказался в эпицентре предвыборных скандалов.

Сначала «яблочник» заявил, что Окружная избирательная комиссия собирается обратиться в суд с просьбой лишить его кандидатской регистрации за якобы незаконную агитацию. Позже г-н Митрохин в беседе с корреспондентом «НИ» признался, что, по его сведениям, власти собираются сорвать явку на выборах. А самое последнее публичное заявление г-на Митрохина называлось «Результаты выборов уже известны». В этом документе «яблочник» сообщил, что с 30% голосов победу одержит Жуков, 12% наберет сам г-н Митрохин и еще 9% возьмет г-н Делягин. Поводом к таким предсказаниям послужил использующийся на довыборах электронный Комплекс обработки (т.е. подсчета) избирательных бюллетеней (КОИБ). Избиркомовцы, ссылаясь на наличие КОИБ, отказались пересчитывать бюллетени вручную. Г-н Митрохин же уверен, что Комплекс «будет сразу же распределять данные отсканированных бюллетеней по кандидатам, придерживаясь вышеуказанных процентов».

Вчера, в день голосования, претензии «яблочников» стали исчисляться едва ли не сотнями. «Нарушений очень много. Например, представителям Митрохина – членам избиркомов с правом совещательного голоса, отказываются выдавать удостоверения, требуя печать от кандидата, тем самым грубо нарушая закон», – рассказала «НИ» глава предвыборного штаба г-на Митрохина Ирина Копкина. По инструкции ЦИК оператор КОИБа распечатанный протокол отдает председателю избиркома, тот, в свою очередь, предоставляет его копии наблюдателям, после чего протокол отсылается по электронной связи в территориальные избирательные комиссии (ТИК). Однако перед голосованием в участковые избиркомы по факсу пришла неподписанная бумага, в которой предписывалось сначала передавать данные в ТИК, а уже потом – наблюдателям. Г-жа Копкина убеждена, что это может способствовать многочисленным фальсификациям. К тому же, похоже, избиркомовцы попросту недостаточно компетентны для работы с КОИБом. Так, один из них, услышав критику г-жи Копкиной, с интересом спросил у нее: что это, собственно, такое – КОИБ? «Кроме того, практически на всех участках раздаются подарки избирателям: шампунь, пиво, шоколад или что-то еще. Внутри некоторых участков висит плакат: «Необходимо проголосовать, потому что Жуков А.Д. ушел в правительство». По территории округа ездит «Волга» и агитирует голосовать за Жукова. В списках избирателей некоторые фамилии помечены карандашом. Избиркомовцы отказывались отвечать, что это значит. Группа граждан у метро «Первомайская» раздавала прохожим 50-рублевые купюры и просила пойти и проголосовать за г-на Митрохина», – продолжала и продолжала перечислять г-жа Копкина. Последний пример она охарактеризовала как грубую провокацию.

В свою очередь глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов заявил, что нарушений выявлено немного и все они незначительны. Представители одного из кандидатов звонили жителям района и агитировали за него. Также в ТИКи поступила телеграмма, в которой, в частности, сообщалось, что процедура довыборов по Преображенскому округу находится под особым контролем депутатов Госдумы. Г-н Горбунов предположил, что это фальшивка.

А вот в Ульяновске (в 181-м одномандатном округе) довыборы проходят совсем в другой атмосфере. Депутата в последнюю Думу ульяновцы так и не смогли выбрать – здесь дважды, набрав приблизительно 20%, побеждал кандидат «против всех». Так что местные кандидаты в депутаты отчаянно бьются больше не друг с другом, а с протестными настроениями политически депрессивных ульяновцев. Местные избиркомовцы очень боятся, что графа «против всех» и в третий раз окажется самой востребованной – среди кандидатов нет ни одной по-настоящему яркой фигуры.

На момент подписания номера губернаторские выборы были завершены только на Камчатке. Подробно обо всех наиболее значимых результатах местных выборов «НИ» расскажут в завтрашнем номере.

"