Posted 5 ноября 2014,, 21:00

Published 5 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:13

Updated 8 марта, 04:13

Учетные узники

Учетные узники

5 ноября 2014, 21:00
По данным правозащитников, в тюрьмах и лагерях России находится несколько десятков политических заключенных. Информация была обновлена на днях. Однако статус преследуемых по идеологическим мотивам дает этим людям разве что ощущение собственной моральной правоты. Никаких правовых последствий в результате заступничества

Правозащитный центр «Мемориал» включил в список политзаключенных муниципального депутата из Москвы Константина Янкаускаса (на фото), находящегося под домашним арестом по обвинению в мошенничестве при сборе средств в поддержку кандидата в мэры Москвы Алексея Навального. Его уголовное преследование, по мнению организации, осуществляется по обвинению в правонарушении, событие которого отсутствовало, с нарушением права на справедливое судебное разбирательство и применением непропорциональной вменяемому деянию меры пресечения. Также «Мемориал» признал политзаключенной оппозиционную активистку из Краснодара Дарью Полюдову, находящуюся под стражей в связи с участием в подготовке несостоявшегося на Кубани марша.

Всего в списке «Мемориала» – 46 имен. По сравнению с прошлым годом общее число политзаключенных снизилось. Это связано с прошедшей амнистией, коснувшейся 35 человек из прошлогоднего списка, 30 из которых – члены экипажа судна «Arctic Sunrise». 10 человек вышли на свободу по отбытии срока, УДО или в связи с назначением им наказания, не связанного с лишением свободы.

Член правлений российского и международного обществ «Мемориал» Олег Орлов в разговоре с «НИ» отметил, что признание того или иного человека политическим узником не означает для него наступления обязательных правовых последствий. «Зато это привлекает внимание к делу международного сообщества», – считает правозащитник. По его словам, схожей с «Мемориалом» работой по анализу преследований партийных активистов, экологов, журналистов и других занимаются в России еще две организации: Amnesty International и «Союз солидарности с политзаключенными» (ССП). «Правда, есть еще националистические движения, которые просто объявляют политзэками всех осужденных по статье 282 Уголовного кодекса («Возбуждение ненависти либо вражды». – «НИ»)», – добавил г-н Орлов.

По информации ССП, начиная с 2008 года уголовным преследованиям по политическим мотивам в нашей стране подверглись 256 человек. В настоящий момент 54 политзаключенных содержатся под стражей или домашним арестом, еще 16 человек в ожидании следствия и суда пока находятся на свободе.

Разнящиеся данные организаций по числу граждан, страдающих за свои убеждения, объясняются отличием подходов при составлении списков. «Для нас обязательным условием является исключительно мирное выражение фигурантом своих взглядов, – говорит в комментарии «НИ» глава представительства Amnesty International в России Сергей Никитин. – Если, например, демонстрант сорвал каску с полицейского (и по-человечески его действия даже можно как-то объяснить), то мы не сможем признать его узником совести». Кроме того, Amnesty International соглашается признать узником совести только тех граждан, в отношении которых отсутствуют вообще какие-либо объективные свидетельства вины.

Г-н Никитин называет и еще одно отличие в подходе Amnesty International от других правозащитных организаций: узником совести, в отличие от политзаключенного, может быть объявлен человек, подвергающийся не только уголовному, но и административному наказанию. Так, в 2006 году узником совести был назван правозащитник Лев Пономарев, получивший по решению суда трое суток административного ареста за организацию пикета. В 2011 году – Алексей Навальный и другие задержанные участники протестов против официальных итогов выборов Госдуму. В 2014 году – все, кто оказался в полиции за нахождение у Замоскворецкого суда Москвы во время чтения приговора по «болотному делу». На данный момент Amnesty International требует освобождения самих фигурантов «болотного дела», краснодарского эколога и «яблочника» Евгения Витишко, а также чеченского общественного деятеля Руслана Кутаева.

"