Posted 5 октября 2004,, 20:00

Published 5 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

«Найдется татарин, который подаст иск в Страсбург»

«Найдется татарин, который подаст иск в Страсбург»

5 октября 2004, 20:00
Вчера Конституционный суд РФ рассмотрел две жалобы, касающиеся татарского языка. Первая – о необходимости его обязательного углубленного изучения в школах Татарстана, вторая – о запрете употреблять при написании татарских слов латиницу. Русский житель Казани хочет избавить от уроков татарского своего сына, а госсовет

«Людям, для которых татарский язык неродной, его десятилетнее изучение в школе ничего не дает», – убеждал корреспондента «Новых Известий» житель Казани Сергей Хапугин. Сам он татарским языком не владеет, и это ему нисколько, по его словам, не мешает. А вот его сыну изучение татарского языка в таком же объеме, как и русского, препятствует заниматься другими предметами. На них, по словам заявителя, у ребенка попросту не остается времени. Освободить мальчика от изучения татарского языка г-н Хапугин пытался через районный и верховный суды Татарстана, но везде проиграл. Теперь он настаивает, чтобы Конституционный суд РФ сделал изучение национальных языков республик, входящих в состав России, не обязательным, а факультативным.

А вот госсовет и верховный суд Татарстана судятся за право перевести татарскую письменность с кириллицы на латиницу. Председатель госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил корреспонденту «НИ»: «Когда в 1922 году перешли на кириллицу, исчезли восемь букв и изменилось звучание языка, потому что пропали буквы, которые обозначали эти звуки». Вернуть латиницу татарам мешает закон «О языках народов Российской Федерации», который предписывает строить алфавиты национальных языков исключительно на основе кириллицы. «Закон гласит, что каждый народ вправе устанавливать свой язык. Но тогда понятно, что это распространяется и на его графическую форму. Ведь язык – это все: и звуки, и письменность», – разъяснил «НИ» суть обращения в Конституционный суд Фарид Мухаметшин.

Заседание Конституционного суда началось с ходатайства обоих заявителей с просьбой рассмотреть жалобы отдельно, так как они касаются «различных статей Конституции и различных федеральных законов». Однако представитель президента РФ в Конституционном суде Михаил Митюков заявил, что жалобы «касаются одного предмета – татарского языка», и суд согласился с представителем президента России, а не с заявителями из Казани. В перерыве Фарид Мухаметшин признался корреспонденту «НИ», что хотел бы вообще отложить рассмотрение дела, чтобы затем урегулировать его внесудебным путем, через договоренности между министерствами образования России и Татарстана. «Если сейчас нам откажут, то обязательно найдется татарин, который подаст иск в Страсбург, что нарушены его права, и обязательно отсудит. А этого не надо ни нам, ни им», – заметил мудрый председатель госсовета.

Решение Конституционный суд объявит примерно через месяц. Михаил Митюков убежден, что у Сергея Хапугина нет никаких шансов избавить своего сына от изучения столь немилого ему татарского языка. «По российскому законодательству народ имеет право на преподавание своего языка, и ничего здесь нельзя сделать. Это Ивану Грозному надо было думать, когда Казань завоевывал», – заметил он строго. А представитель Госдумы в Конституционном суде Елена Мизулина считает, что федеральные законы главнее региональных, а потому права на латиницу татары не имеют. Сейчас в Татарстане идет эксперимент по преподаванию в части школ республики татарского языка на латинице. Эксперимент предполагается завершить к 2011 году, после чего определиться, какая письменность больше подходит татарам. Но если Конституционный суд скажет «нет», эксперимент придется прекратить. «Напрасно вы запрос подали», – сказала за дверями зала суда Елена Мизулина Фариду Мухаметшину. – «Жили бы как живете».


Лингвистический процесс

"