Posted 5 сентября 2012,, 20:00

Published 5 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:44

Updated 8 марта, 05:44

Новые выборы по старым лекалам

Новые выборы по старым лекалам

5 сентября 2012, 20:00
На следующей неделе откроется сайт «Карты нарушений на выборах», куда каждый желающий сможет отправить информацию о препятствиях, которые возникают перед кандидатами при проведении избирательной кампании. Уже 14 октября в 73 субъектах РФ пройдут выборы разного уровня. Помимо депутатов региональных парламентов, городски
Сюжет
Выборы

Осенние выборы во всей красе должны показать, на что способна обновленная российская избирательная система. На октябрьских выборах впервые за много лет будут прямым голосованием избираться губернаторы. Можно будет оценить и силы десятков новоявленных партий, которые при успешном прохождении регистрации попытаются занять места в городских и областных Заксобраниях.

Процедура регистрации еще не закончена и сложно судить, будет ли конкуренция на выборах реальной или кандидаты-спойлеры займут места в бюллетенях, по сути, отдав голоса партии власти. Так, на выборах в Заксобрание Пензенской области зарегистрированы списки кандидатов от 11 партий, среди них «Народная партия России» и «Партия пенсионеров России». На выборы в Госсовет Удмуртии регистрация еще идет, но списки выдвинули также более десятка партий, включая ДПР, «Альянс зеленых – народную партию», «Города России», Российскую экологическую партию «Зеленые». Причем, как говорят местные политические старожилы, перед выборами избирательная система стала «похожа на минное поле». От новоявленных соперников ждут не борьбы за голоса избирателей, а какой-нибудь нечестной игры для дисквалификации оппонента. «Зарегистрируют всех, хотя, на мой взгляд, какие-то партии нельзя было допускать даже до процедуры заверения документов, – заявил «НИ» руководитель одной из партий, попросивший не называть его, из-за опасения навредить своей организации. – Я боюсь, что эти партии будут использованы для того, чтобы писать заявления в суд для снятия партий, которые действительно что-то делают в регионе. Это примерно шесть партий («ЕР», «СР», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Яблоко»), остальные появились совсем недавно. Какая-то из партий, возможно, подставная, поскольку подать в суд, чтобы отменить чью-то регистрацию, может либо избирательная комиссия, либо избирательное объединение, зарегистрированное на этих же выборах».

Но если в Удмуртии только предчувствуют беду, то в других субъектах все давно ясно. Изначально нет реальных шансов у желающих стать кандидатами, например, в губернаторы. Так, в Рязанской области из десятка выдвинутых кандидатов зарегистрироваться удалось пока только одному. Как это ни удивительно, но поддержкой муниципальных депутатов здесь заручился выдвиженец малоизвестной партии «Новая Россия» Олег Нагибин.

«За неделю до окончательного срока по сдаче подписей муниципальных депутатов было официально объявлено, что и.о. губернатора Олег Ковалев уже собрал 1530 подписей, – поделился с «НИ» выдвиженец от «Яблока» Роман Сивцов. – Чтобы зарегистрироваться, нужно было собрать 230 подписей. А максимальное количество, которое можно сдать, – 241. Всего депутатов в области около 3 тысяч 300 человек, то есть за три недели до сдачи подписей только губернатор собрал половину. Но с ним на выборы идут три человека, которые должны сделать выборы легитимными, то есть параллельно, когда сгонялись депутаты для сбора подписей губернатору Ковалеву, шел сбор подписей и для так называемых спойлеров». Местные наблюдатели утверждают, что среди них был и г-н Нагибин.

Таким образом, в Рязанской области депутатов, которые бы еще не отдали свой голос, нельзя было найти уже за три недели до окончания срока подачи документов. Эта дыра в законодательстве позволяет кандидату собрать хоть 100% подписей муниципальных депутатов и обеспечить себе отсутствие конкуренции.

В Брянской области похожая ситуация. Губернатор Николай Денин, заручившийся поддержкой большого числа муниципальных депутатов, теперь имеет возможность менять подписи. То есть, к примеру, совпавшие 12 автографов в подписных листах губернатора и кандидата от «Справедливой России» Вячеслава Рудникова признали действительными... в пользу г-на Денина. И теперь оппозиционный кандидат может не пройти муниципальный фильтр, поскольку внезапно еще 18 депутатов отозвали свои подписи. Причем сделали они это экзотическим образом – принеся в избирком жалобы на то, что на них оказывалось давление при сборе автографов. Кстати, жалобы избирком никому не показывает, поэтому Вячеслав Рудников и его команда сомневаются в их подлинности.

Жесткая борьба идет и на выборах в городские думы. Здесь на пути партий также возникают неожиданные препятствия. Показателен случай, когда сотрудники избиркома не признали в РПР-ПАРНАС бывшую РПР и отказались заверять выдвинутый ею список. При этом обоснование отказа было совсем неубедительным: якобы в газете «Вечерний Барнаул» официальное название партии значилось как РПР, а о том, что партия сменила название, там сказано не было. Документам из Минюста о законности переименования избиркомовцы не поверили, а на вопрос партийцев, что им теперь делать, ответили, что избирательная комиссия – не консультационный центр. И только после того как эта скандальная история попала в СМИ, избирательной комиссии пришлось отменить несуразное решение.

По словам координатора ассоциации «Голос» в Алтайском крае Сергея Андреева, избирком таким же образом не заверил списки еще пяти новых партий. Якобы они предоставили неполный комплект документов, однако чего конкретно не хватает, в избирательной комиссии не говорят. «Есть несколько способов борьбы с этими явлениями, – заявил «НИ» Сергей Андреев. – Один из них морально-этический, когда этих людей выставляют на «стену позора». Но для этого должны быть независимые СМИ. Еще помогает Интернет».

Эксперт уверен, что многочисленные официальные фильтры и самодельные препоны дискредитируют выборы. «Фактически никакого выбора реально не предлагается. Когда делали эти якобы фильтры, эксперты в один голос говорили, что работать такая система не будет, – констатирует г-н Андреев. – Потому что административный ресурс находится в руках глав регионов, и они определяют, кому депутаты могут дать подпись, а кому нет. И судя по ситуации в Брянской области, всегда можно сделать так, что пару десятков нотариально заверенных подписей признают недействительными по причине того, что на подписавшихся кандидатов якобы оказывалось какое-то давление. Хотя это абсолютно недоказательное определение, неподходящее для признания подписей недействительными».

Между тем в регионах началось прямое давление на представителей уже зарегистрированных кандидатов и партий. Как рассказал «НИ» депутат Госдумы, председатель краснодарского краевого отделения «Справедливой России» Андрей Руденко, партии удалось зарегистрировать списки и практически всех одномандатников, но избежать давления со стороны властей невозможно. «У нас был заключен договор на размещение 27 баннеров по Краснодарскому краю, но 13 баннеров под давлением администрации местные предприниматели уже сняли, – рассказал политик. – Есть даже официальное письмо от администрации Сочи с требованием немедленно снять баннеры, потому что там якобы будет размещаться социальная реклама. Девять из четырнадцати оставшихся баннеров просто сорвали, два – забрызгали грязью. Маршрутки, на которых размещена наша реклама, не выпускают на линию, угрожают расторжением договора. Я уже написал соответствующий депутатский запрос на имя губернатора Ткачева, но ответа нет. Только август закончился, а административный ресурс уже работает на полную катушку».

Суть вертикали власти заключается в том, что она выше закона, полагает политолог Дмитрий Орешкин. «Подразумевается, что, раз человек в вертикали, значит, ему можно то, что другим нельзя. Это фундаментальная вещь, которая публично не артикулируется, но де-факто присутствует, – пояснил «НИ» политолог. – На этом строилась советская вертикаль. Если ты в вертикали, на тебя работает суд, то есть ты не являешься субъектом равного права, на тебя работают пресса, прокуратура, избирательные комиссии. Эту идею советского вертикалестроения успешно переняли и применяют на практике нынешние власти. На народном языке она звучит так – «кто начальник, тот и прав». Соответственно, губернатор может собрать столько подписей, сколько ему угодно, а оппозиционер не может. Оппозиционер не может выступать в прессе, а губернатор – сколько угодно. Хотя формально у них равные возможности. Точно так же на прошлых выборах был зарегистрирован Прохоров, а Явлинский – не был, потому что лучше было не рисковать. А внизу вертикали это все еще проще, примитивнее и откровеннее».

По словам политолога, даже если кандидат может доказать, что в отношении него был нарушен закон, властная вертикаль может не принимать это даже во внимание. Весенний случай с выборами в мэры Астрахани – яркое тому доказательство. «Чуров, глядя в лицо Шеину честными глазами, так и говорит, что формально процедурные нарушения были, считали не так, как надо, или закрывали видеокамеры в момент подсчета. Но ведь не доказано, что это делали с плохим умыслом и в пользу кого-то одного, – напомнил Дмитрий Орешкин. – То же самое будет происходить и на предстоящих выборах. Не захотели, например, зарегистрировать РПР-ПАРНАС, потом пришлось это сделать, но я не сомневаюсь, что они все-таки в конце концов «прищучат» Рыжкова, потому что он для существующей власти серьезный противник».

"