Posted 5 июля 2011,, 20:00

Published 5 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:12

Updated 8 марта, 06:12

«Первые ласточки» гражданского контроля

«Первые ласточки» гражданского контроля

5 июля 2011, 20:00
Вчера в Нальчике состоялась вторая в этом году встреча главы государства с членами президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Правозащитники представили Дмитрию Медведеву доклад с собственными выводами расследования «дела Магнитского», а также предложили принять федеральный закон о гражд

Изначально предполагалось, что заседание совета пройдет в Ставрополе. Но буквально за несколько часов до начала встречи все изменилось, и президент решил лететь в Нальчик. «Как мы с вами и договаривались, мы встречаемся на территории Северо-Кавказского федерального округа с учетом всех текущих дел и сложностей, я считаю, что нам в этом месте было бы правильно обсудить роль гражданского общества в поддержании межнационального согласия, предотвращении экстремизма»,- заявил Дмитрий Медведев в самом начале встречи. В ходе обсуждения проблем гражданского общества члены президентского Совета по правам человека предложили президенту задуматься о законодательстве, связанном с гражданским контролем. В случае принятия единого закона «Об общественном контроле» (одно из рабочих названий документа) законы об Общественной палате, об общественных наблюдательных комиссиях в системе ФСИН, а также указы об общественных советах в системе МВД и в других федеральных органах исполнительной власти получат общую правовую базу. Председатель президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов заявил, что, если президент «даст добро», то проект закона может быть разработан до конца года.

На заседании совета был представлен и доклад с промежуточными итогами расследования «дела Магнитского». Доклад членов совета готовился довольно долго и по стечению обстоятельств состоялся как раз на следующий день после того, как Следственный комитет заявил об установлении подозреваемых в смерти юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Выводы, полученные СК РФ, отражены в документе экспертов Совета по правам человека и совпадают с ними, сказал на заседании Михаил Федотов. Хотя правозащитники подчеркивают, что их выводы намного шире и подозревать в смерти Магнитского нужно не только тюремных медиков, но и силовиков. Кроме того, члены совета выявили и коррупционную составляющую в «деле Магнитского». В своем докладе они перечисляют имена должностных лиц, предположительно причастных к смерти юриста. Кроме непосредственного изложения деталей дела, эксперты президентского Совета по правам человека внесли предложение передать тюремную медицину в ведение Минздрава и высказали ряд предположений относительно того, как можно улучшить систему расследования. Окончательный доклад совета относительно «дела Магнитского» будет представлен по завершении официального следствия.

По мнению экспертов, вмешательство общественности в дела, где есть основания полагать, что правоохранительные органы совершили ошибку, – вещь крайне необходимая. «Если обратиться, например, к закону о полиции, то там много говорится о том, что работа полиции должна находиться под общественным контролем. Другой вопрос, как этот контроль устроен. Очень хорошо, что президентский Совет по правам человека проделал такую работу и что они представили свои выводы главе государства. Следующий этап – добиваться, чтобы те находки, которые представлены в докладе, воздействовали на результаты рассмотрения этой проблемы», – пояснил «НИ» глава российского отделения всемирного движения за соблюдение прав человека Amnesty International Сергей Никитин.

По мнению эксперта Института прав человека Льва Левинсона, эффективность общественного контроля определяется тем, на каких условиях преподносится та или иная тема. Но в любом случае это лишь одно из звеньев в общей цепочке расследования дел. «В целом хорошо, что эта тема остается актуальной. Даже если рассматривать «дело Магнитского» как импульс к наведению хоть какого-то порядка и создания нормальных условий в местах лишения свободы, – пояснил «НИ» г-н Левинсон. – В этом случае может последовать постепенное движение в лучшую сторону. «Дело Магнитского» стало определенным вектором вмешательства в эту сферу, хотя немалую роль сыграло и повышенное международное внимание. Что касается содержания человека в местах лишения свободы, в том числе в следственных изоляторах, эта информация не может быть закрыта границами ни от международных наблюдателей, ни от контроля внутри страны».

Между тем вчера МИД России заявил, что резолюция голландских депутатов, которая поддерживает идею введения визовых и экономических санкций в отношении некоторых российских чиновников, является вмешательством во внутренние дела России. Кроме того, резолюция оказывает недопустимое давление на участников судебного процесса и игнорирует то внимание, которое уделяется расследованию дела в российском обществе.

Что касается международной реакции на это громкое дело, то здесь встает вопрос суверенитета той или иной страны, которая сама для себя решает, какие шаги она делает для того, чтобы убедить других, что права человека должны соблюдаться, уверяет Сергей Никитин. «Здесь уместно напомнить, что проблема прав человека является наднациональной проблемой. Россия, вступив в многочисленные международные организации, взяла на себя определенные обязательства и признала, что права человека – это наднациональная проблема. То, что нарушение прав человека обсуждается на международном уровне, это совершенно нормально. Проблема Магнитского – очень серьезная проблема, поэтому можно с пониманием относиться к тому, что другие страны обеспокоены безнаказанностью тех, кто был вовлечен в это нарушение прав человека», – полагает г-н Никитин.

"