Posted 5 июля 2009,, 20:00

Published 5 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:27

Updated 8 марта, 02:27

Еду я на родину

Еду я на родину

5 июля 2009, 20:00
Федеральная служба по труду и занятости России (Роструд) и Всемирный банк опубликовали на днях совместный доклад о ситуации на нашем рынке труда. Рост безработицы отмечен в 77 из 82 регионов страны. При этом общее число незанятых к концу года может составить 7,8 млн. человек. Аналитики ожидают очередного всплеска безра

По словам экспертов, кризис сильно ударил по трудовой миграции. Так, многие из тех, кто не так давно приехал «завоевывать» столицы, уже покидают Москву и Санкт-Петербург. Пострадавшие от сокращений и не сумевшие найти новую работу предпочитают возвращаться на малую родину. Но есть и встречный поток – в мегаполисы едут жители так называемых моногородов, готовые на любую работу.

В столицах уровень безработицы традиционно ниже среднего по стране, в Москве он официально составляет 3,4%, в Санкт-Петербурге – 4,2%. Возможно, отчасти это связано с тем, что из мегаполисов граждане, не родившиеся в них, начали уезжать. По словам ведущего научного сотрудника Института демографии ГУ–ВШЭ Никиты Мкртчяна, нынешний отток людей в провинцию формируется главным образом за счет тех, кто не успел закрепиться в столицах. «Часть из них были вынуждены уехать обратно в свои города, просто чтобы пересидеть кризис, – рассказал он «НИ». – Потому что жизнь в крупных городах дороже, и если человек лишается работы или ему сокращают зарплату, ему выгоднее уехать: дома он не платит за аренду жилья и сама жизнь в небольших городах дешевле».

«Дома хоть аренду платить не надо»

24-летний Дмитрий Рябов рассказал «НИ», что приехал в Москву из Новосибирска весной 2008 года. Тогда, только окончив институт, он разослал по компаниям свои резюме, на которые откликнулись сразу несколько работодателей. «У меня было пять предложений, я выбрал лучшее из них, – утверждает он. – Снял квартиру и решил остаться в Москве». Казалось, сбываются все мечты, но уже этим летом Дмитрий попал под сокращение и оказался без рубля в кармане. Найти другое место в кризис ему оказалось не под силу. «Решил уехать обратно домой, там хоть жить есть где», – делится он. Действительно, в столице найти квартиру дешевле 15 тыс. руб. в месяц крайне затруднительно. «Люди едут домой, потому что они не имеют возможности снимать жилье – это дорого, – соглашается с «НИ» заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Шеин. – Из общежитий их выгоняют, потому что они больше не работают в данной организации.

Когда кризис закончится, естественно, людей будет снова больше приезжать».

Но не все так грустно. Некоторые сумели обратить кризис себе во благо. Алевтина (27 лет) приехала в столицу четыре года назад из Алтайского края. «Я успела сделать хорошую карьеру в Москве, – поделилась она с «НИ». – Но в декабре 2008 компания срезала зарплату на треть, что вынудило сократить расходы на развлечения и питание. А в конце мая этого года отдел, в котором я работала, сократили полностью. Все сделали, как положено по закону, и на том спасибо». По ее словам, поиски работы заняли два месяца, но успехом не увенчались. «Вакансий почти нет, работодатели снизили зарплаты в два-три раза по сравнению с предыдущим годом, – рассказала она. – И тогда, подсчитав свой бюджет, я сделала вывод: чем платить большие суммы за съемную квартиру и безуспешно искать работу, проще и дешевле уехать в безвизовую заграницу, отдохнуть. А осенью возвращаться обратно и думать, что делать дальше». Алевтина не исключает для себя и вариант возвращения на малую родину. «Руки не опускаю, потому что на самый крайний случай я всегда могу вернуться домой на Алтай и зарабатывать деньги как фрилансер», – сообщила она. Случай, правда, заметим, не вполне типичный – на житье за границей нужны деньги, которые у девушки все же нашлись. Но такой вариант явно не для всех.

С другой стороны, на смену высокооплачиваемым жертвам кризиса в крупные города в поисках работы потянулись их безработные земляки.

Москвичи и сейчас идут не на все

«У нас есть проблема моногородов, и люди, лишившись там работы, вынуждены искать ее в других местах, – рассказал г-н Мкртчян. – Москвич не пойдет на зарплату, на которую согласится житель небольшого города, допустим Тамбовской области. Работодатели говорят, что москвичи на работу на транспорте или в строительстве даже сейчас не идут». Поэтому уезжают практически из всех регионов, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых городов-миллионников. «В основном мигрантов притягивают 10–15 крупных городов и прилегающих к ним территорий, – объясняет эксперт. – Едут жители небольших городов, еще есть небольшой поток из сел и малых городов в региональные центры. Это в значительной мере молодежь, которая сначала едет учиться, потом остается».

На первый взгляд неудивительно, что все рвутся в столицу. Средний уровень зарплаты в Центральном регионе, по данным Росстата, составляет 21 тыс. рублей. Но не все так просто. Руководитель спецпроектов компании «РДВ-Медиа-групп» Евгения Шатилова напоминает: с одной стороны, в регионах зарплаты в среднем действительно ниже, чем в Москве, с другой – стоимость столичной жизни с провинциальной не сравнить. «Часто «гости» готовы стартовать с более низкой зарплаты, имея виды на ее повышение, – рассказала она «НИ». – Если речь идет о рабочих специальностях, где работодатель может предоставить общежитие, то регионал может согласиться на более низкую зарплату».

Проблема трудовой миграции явно обостряется. По данным Росстата на начало июля, самый низкий уровень безработицы, если считать его по методике Международной организации труда, отмечен в Центральном федеральном округе, самый высокий – в Южном. На первом месте с огромным отрывом идет Ингушетия – 50,3%, далее – Чечня (33,9%), Тыва (23,5%), Бурятия (19%) и Республика Алтай (16%). Помимо них многие регионы уже перешагнули через критические 10%. В частности, Забайкальский край (14,2%), Брянская (13,8%), Ивановская (12,9%) и Орловская (11,1%) области. По идее оттуда, где нет работы, люди должны ехать туда, где она еще есть. Однако директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель считает, что кризис в известной степени снизил мобильность населения. «Едут в первую очередь из трудоизбыточных регионов, из республик Северного Кавказа и находят работу в основном в Центральном регионе», – сообщил он «НИ».

Шанс для редких специалистов

Независимый социолог Леонид Седов подтверждает: лишь очень небольшой процент граждан сейчас готовы переезжать в другие регионы в поисках работы. «В этом смысле народ не очень мобилен. Это объясняется многими причинами. Люди будут готовы переехать в другой регион в поисках работы, только если им будет гарантировано место жительства либо возможность снимать жилье», – утверждает специалист. Как рассказал «НИ» президент рекрутингового портала SuperJob.ru Алексей Захаров, на сегодняшний день лишь 7,5% соискателей готовы переехать в другой город для поиска работы. При том что количество вакансий для таких сотрудников составляет более 10%.

Депутат Олег Шеин: внутреннюю трудовую миграцию сдерживает «квартирный вопрос». По его словам, практически только в Москве и Петербурге есть общежития, где люди могут разместиться на период работы. В регионах чаще всего их нет. «Кроме того, в обеих столицах работу и в кризис можно найти, это связано с особым распределением налогов в стране, когда, например, компания зарегистрирована в столице, а работает в регионах. Естественно, это формирует больше возможностей для бюджетов, для строительства и влияет на рынок рабочей силы», – добавил эксперт.

Как бы то ни было, шансы найти хорошую работу в другом регионе достаточно высоки только в том случае, если соискатель обладает редкой специальностью, уверяют аналитики. «Если речь идет о топовых позициях или о редких специалистах, то зарплата для переехавшего может быть и на уровне Москвы, и выше столичного уровня в 1,5–3 раза», – утверждает Алексей Захаров. Как пояснила Евгения Шатилова, работодатель смотрит в первую очередь на квалификацию соискателя, его опыт работы, знания и навыки, а не на прописку. Поэтому, по ее словам, на рынке нет каких-то специальных вакансий «только для приезжих».

ПОЛЯКИ НЕ ТОРОПЯТСЯ ПОКИДАТЬ БОЛЬШИЕ ГОРОДА

Польские экономисты осторожно констатируют: кризис, кажется, отступает. Безработица, подскочив было в феврале более чем до 13%, на конец мая составила 10,8% от общего числа трудоспособного населения. Те, кто уехал из крупных городов в надежде пересидеть кризис дома – в небольших городах и деревнях, возвращаются. В провинциальных поселениях с работой и до кризиса было негусто, а многие малые фирмы на периферии не выдержали кризиса и закрылись. В крупных же городах даже в острейшие кризисные моменты можно было найти какую-то работу: часто не соответствующую квалификации и специальности, значительно менее оплачиваемую, но можно. Ведущий экономист института Адама Смита Анджей Садовский утверждает, что таких, кто в наиболее напряженное кризисное время уехал в родные пенаты, не так уже много – около 100–150 тыс. человек. Те же, кто остался, выиграли. Перекантовались как-то в более дешевом жилье, поработали либо за значительно меньшую зарплату либо вообще бесплатно, но как-то выкрутились и теперь видят проясняющуюся перспективу.
Одним из тех, кто вернулся в свою горную деревушку, был знакомый корреспондента «НИ» Марек Заянда. Работавший до февраля этого года начальником строительного участка, последние три месяца вместо положенной ему зарплаты в 8 тыс. злотых (немногим более 2 тыс. долларов) Марек получал не более 1,5 тыс.. Плюс обещания, что разницу ему компенсируют позже. Не выдержал. Уехал. Теперь в задумчивости перелистывает газеты с объявлениями, подыскивая что-либо более-менее равноценное предыдущей зарплате. За трехмесячное отсутствие его место оказалось уже занятым.
Виктор ШАНЬКОВ, Варшава


В США ПЕРЕЕЗД В ПОИСКАХ РАБОТЫ – ОБЫЧНОЕ ДЕЛО

Мой чикагский знакомый, по специальности электронщик, почти год тому назад потерял работу. Но вскоре он нашел место по специальности в Денвере, штат Колорадо. Не задумываясь, переехал туда с женой и двумя детьми школьного возраста. «Переезд из одного города в другой в поисках работы дело не новое, – рассказал он. – Но в кризис переезд происходит в основном из-за потери постоянной работы, а не в поисках более оплачиваемой. Сейчас число таких, как я, мигрантов, во много раз больше, чем в предыдущие годы». Что же касается влияния переезда из Чикаго на семейную жизнь, то все у моего знакомого, похоже, даже к лучшему. «Нам нравится Денвер, его умеренный климат. А новая фирма оплатила наши расходы на переезд и месяц жизни в гостинице до тех пор, пока мы не арендовали квартиру», – рассказал он.
Колорадо, как и три других штата – Айдахо, Орегон и Техас, по полученным «НИ» сведениям из исследовательской организации Moody’s Economy, вероятнее всего, уже в конце нынешнего года первыми станут выходить из кризиса. Причина в том, что в первых трех штатах активно развивается электронная индустрия, а в Техасе – альтернативные виды энергии. Пять техасских городов – Остин, Хьюстон, Сан-Антонио, Форт-Орт и Даллас, по мнению, профессора Калифорнийского университета Джо Коткина, сегодня самые перспективные для трудоустройства. «Это касается не только энергетиков, но и людей других профессий. И, кроме того, в этих регионах жилье стоит дешевле», – пояснил «НИ» профессор Коткин. А по сведениям Федерального бюро переписи населения, в эти пять городов за 2008 год и четыре месяца нынешнего из других штатов в целях трудоустройства переселились семьи общей численностью 280 тыс. человек.
Иная ситуация сложилась в городах Иллинойса, включая Чикаго. В мае безработица в этом штате подскочила до 10%, что выше среднего по США уровня. Она затронула все отрасли экономики, кроме образования, здравоохранения, угольной индустрии и административных учреждений штата. Как сообщил «НИ» директор департамента труда этого штата Маурин Одоннел, Иллинойс за прошедшие 1,5 года потерял почти 18 тыс. рабочих мест. Многие из тех, кто остался не у дел, покинули обжитые места и переселились в другие штаты.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

"