Posted 5 июля 2004,, 20:00

Published 5 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Олигархи и крестоносцы

Олигархи и крестоносцы

5 июля 2004, 20:00
Вчера в Тимирязевском райсуде столицы состоялось заседание по делу издателя журнала «Русич» Виктора Корчагина, обвиняемого в разжигании национальной розни. Истец, ветеран Великой Отечественной войны Борис Стамблер, утверждает, что тексты, опубликованные в этом издании, живо напоминают ему нацистские листовки.

Журнал «Русич» – это своего рода антисемитский дайджест. Статьи, в нем публиковавшиеся, брались его редактором из различных, главным образом праворадикальных изданий – «Память», «Русский Собор», «Наше Отечество», «За русское дело», «Русские ведомости». Последнюю газету также издавал Виктор Корчагин, однако в июле 2002 года суд ее закрыл. Поводом к нынешнему судебному процессу послужил вышедший в 2002 году третий номер «Русича» с тематическим заголовком «Жидомасоны». Виктор Корчагин обвиняется по статье 282 часть 1 УК «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды». Суд над издателем начался еще в прошлом году («НИ» писали об этом 26 ноября 2003 г.), однако затем был перерыв на проведение новой политико-лингвистической экспертизы. На минувшей неделе процесс возобновился. Вчера суд допрашивал свидетеля обвинения – инвалида Великой Отечественной войны Бориса Стамблера, а также двух дочерей Виктора Корчагина – Лелу и Анастасию.

79-летний ветеран рассказал, что ушел на фронт в 1943 году 18-летним парнем. Год спустя был тяжело ранен и вернулся домой на костылях. А два года назад возле Музея Ленина купил третий номер журнала «Русич», в котором прочитал то же, что «было в листовках, сбрасываемых с фашистских самолетов во время войны». В журнале евреи обвинялись во всех бедах русского народа – вымирании, алкоголизме, наркомании, голоде 1933 года и нынешней войне в Чечне. «Я – еврей, но я в этом не виноват», – заявил господин Стамблер. Затем ветеран зачитал вслух несколько антисемитских пассажей из «Русича», а также отрывок, повествующий о тактике партизанской борьбы с еврейской оккупацией России. «Это бред какой-то», – не выдержал Борис Стамблер. «Оставьте эмоции при себе», – оборвала ветерана прокурор.

Виктора Корчагина в суде защищал Александр Севастьянов, сопредседатель закрытой Минюстом Национально-державной партии России. Когда очередь задавать вопросы дошла до него, он поинтересовался, как относится Борис Стамблер к тому, что «целый ряд еврейских олигархов оказались под судом», и считается ли фашизмом то, что крестоносцы при взятии Иерусалима разрушали синагоги. Прокурор потребовала снять вопросы как не относящиеся к делу. «Я прошу внести замечание!» – закричал защитник Севастьянов. «Я прошу не издеваться надо мной!» – ответил ветеран Стамблер. Наконец Александр Севастьянов поинтересовался, возбудил ли журнал ненависть к евреям лично у Бориса Стамблера. «Прекратите дурацкие вопросы. Я – здравомыслящий человек и могу понимать смысл прочитанного», – ответил господин Стамблер.

А вот взрослые дочери Виктора Корчагина хоть и обе работали в издательстве «Русич», но смысл журнала «Русич» так и не поняли. Старшая дочь Лела рассказала суду, что работала менеджером, занималась «жизнеобеспечением офиса – закупкой канцтоваров и порошка для уборщицы». А о том, что ее отец издает журнал, который возбуждает межнациональную рознь, она узнала только из СМИ. Младшая, Анастасия, сообщила, что была в издательстве корректором – исправляла орфографические ошибки, не вдаваясь в смысл написанного. Журнал «Русич» обе девушки не читали, потому что у них были другие интересы. Никакой националистической литературы, книг или газет они также дома не видели.

Теперь суд перейдет к допросу экспертов, устанавливавших, разжигал или не разжигал межнациональную и межрелигиозную вражду журнал. В деле находятся три экспертизы, причем две из них в пользу обвиняемого. По мнению Виктора Дашевского, который вместе с Борисом Стамблером добивается осуждения г-на Корчагина, эти две экспертизы составлены людьми, откровенно симпатизирующими обвиняемому.

"