Posted 5 апреля 2016,, 21:00

Published 5 апреля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:02

Updated 8 марта, 03:02

Законотворчество как хобби

Законотворчество как хобби

5 апреля 2016, 21:00
В понедельник в заксобрание Свердловской области внесен законопроект о сокращении количества народных избранников, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Ради экономии на прошлой неделе аналогичные меры были одобрены в Самарской области и на Ставрополье. По некоторым данным, в среднем в российских региона

В думе Ставропольского края нового созыва, которая будет избрана в сентябре, не более 18 человек будут работать на профессиональной основе, следует из соответствующего закона, принятого областным парламентом в минувший четверг. В настоящее время из 50 краевых депутатов «профессиональных» – 35 человек. Таким образом, количество народных избранников, получающих зарплату, будет сокращено более чем вдвое. Как подсчитали в думе, это позволит сэкономить 100 млн. рублей.

Аналогичное решение на прошлой неделе приняла и Самарская губернская дума, где количество депутатов «на ставке» сократится с 35 до 14 человек. Как заявил при обсуждении инициативы вице-спикер облдумы Валерий Троян, у депутатов на освобожденной основе «коэффициент полезного действия ничуть не меньше тех, кто работает на постоянной основе», а «квалификация депутатов позволяет представлять интересы людей, а не стремление получить бонусы». Кроме того, сообщил он, в российских регионах в среднем на постоянной основе работают лишь четверть депутатов от общего их количества – «в среднем 20–25%». «Наверное, выделяться в этом плане из других регионов не стоит», – сказал г-н Троян.

Однако не все представители облдумы согласились поддержать инициативу. Так, депутат Михаил Матвеев указал на то, что ее принятие повлечет «снижение коэффициента полезного действия будущей думы». «Я говорю это как депутат-одномандатник, от которого избиратели ждут, что я семь дней в неделю буду защищать их интересы, а не где-то там трудиться, читая лекции или зарабатывая деньги в коммерческих проектах», – сказал г-н Матвеев. По его словам, вместо сокращения парламентариев-профессионалов, которое является «далеко не безобидным», есть другие источники экономии – например, газон возле резиденции губернатора, на содержание которого была объявлена госзакупка на сумму 2,6 млн. рублей.

Разговор о сокращении числа депутатских окладов в прошлом году шел и в Санкт-Петербурге, где, как и в Чечне, парламент пока остается полностью профессиональным. Как сообщил «НИ» депутат петербургского заксобрания Максим Резник, этот вопрос сейчас на повестке дня не стоит. «Профессиональную работу нужно делать профессионально, и у нас это общая позиция парламента, которой придерживаются все, включая «Единую Россию», – уверен г-н Резник.

В Москве депутаты на непостоянной основе (27 из 45) появились только в этом созыве. Принятие соответствующего закона в 2014 году в руководстве парламента объясняли не только экономией, но и возможностью привлечь к законотворческой деятельности квалифицированных специалистов, не желающих оставлять свой основной вид деятельности и переходить в политику. Однако, по словам депутата-коммуниста Андрея Клычкова, эффект получился противоположный заявленному. «В Москве каждый депутат представляет 300–400 тысяч избирателей, и по уставу города он должен уделять для работы депутатом не менее шести часов в неделю. Однако каждый день проходят какие-то мероприятия в Мосгордуме и округах, встречи с жителями, поэтому многим приходится либо фактически бросать свою основную работу, либо быть депутатом лишь формально, участвуя в голосовании раз в месяц», – отметил г-н Клычков.

Таким образом, указал он, неизбежно страдает посещаемость мероприятий парламента и работа народных избранников в своих округах. «Я знаю примеры, когда кворум набирали с большим трудом: депутатам, которые являются директорами школ и больниц, просто директивно приказывали прийти на заседание думской комиссии, и они срочно срывались с места и бежали туда», – рассказал г-н Клычков.

Неудивительно, что за зарплату в региональных парламентах порой вспыхивает нешуточная борьба. Так, в феврале в Сахалинской областной думе в жарких дискуссиях принимали решение о том, кому достанется два вакантных «штатных» места – парламентарии заявляли и об отсутствии справедливости, и о «коррупционном факторе» в думе, и о произволе фракции «Единой России», которая сама принимает решения.

Между тем в понедельник законопроект о сокращении депутатов-зарплатников до 17 человек поступил и в заксобрание Свердловской области, которое будет переизбираться в сентябре. В целях «оптимизации расходов областного бюджета» во фракции «Единой России» предложили уменьшить число работающих на профессиональной основе до 17 человек с нынешних примерно 40, на денежное содержание которых в этом году выделено 126 млн. рублей.

«Депутаты заксобраний регионов должны работать только на постоянной основе, как это делают сейчас депутаты Госдумы. И для них должны быть созданы все условия, иначе законодательная власть ослабевает и все больше превращается в придаток исполнительной власти: депутаты меньше времени уделяют законотворчеству, работе с избирателями и в итоге законодательные органы в регионах становятся безвольными и безликими», – сказал «НИ» заместитель заведующего кафедрой конституционного и административного права НИУ ВШЭ Илья Шаблинский. В результате, добавляет Максим Резник, «парламент превращается в машинку по поднятию рук». «Может, это и требуется нынешним властям, но я отношусь к своей работе по-другому», – негодует он.

Наконец, совмещение законотворческой работы с иной деятельностью может привести к конфликту интересов и злоупотреблению депутатскими привилегиями в личных целях. «Депутат ведь может заниматься и коммерческой деятельностью, и лоббировать интересы собственного бизнеса. Такое ощущение, что именно для этого и принималась норма о переводе депутатов на непрофессиональную основу», – предположил г-н Клычков.

"