Posted 5 февраля 2012,, 20:00

Published 5 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 06:01

Updated 8 марта, 06:01

«Вы в какой колонне пойдете?»

«Вы в какой колонне пойдете?»

5 февраля 2012, 20:00
В Москве состоялось разрешенное властями политическое шествие и митинг «За честные выборы». МВД насчитало в нем 36 тыс. участников. По оценке корреспондентов «НИ» их было на порядок больше. По крайней мере, тех, кто, пройдя в лютый мороз по Большой Якиманке и Большой Полянке, вышел через Малый Каменный мост на Болотную

На обеих станциях метро «Октябрьская» – кольцевой и радиальной – столпотворение начинается задолго до полудня, времени сбора в начале Якиманки. Полицейские время от времени объявляют в мегафон «Выходите в город, не задерживайтесь, не создавайте толпу». Молодежь ликует: «Во дают – на митинг сгоняют!»

На выходе из метро раздают белые ленточки – простые и с надписями «Россия без Путина», «Мы не бандерлоги», наклейки антипутинского содержания разных цветов. «Для вашего подъезда», – объясняет девушка, раздавая стикеры. Тут же многочисленные листовки разных организаций, партийные газеты. Желающие могут записаться наблюдателем от КПРФ на выборах или получить бланк, чтобы написать жалобу на нарушения в прокуратуру на имя Юрия Чайки.

Перед металлическими рамками, которые установлены в начале маршрута шествия, возникает пробка. Полицейские тщательно интересуются содержимым сумок. «Неужели вы и бабушку шмонать собираетесь?» – не выдерживает мужчина, стоящий в очереди, когда полицейский подвергает досмотру кошелку пожилой москвички. Некоторым, несмотря на запреты, удается пронести термосы с горячими напитками.

В толпе ожидающих обращает на себя внимание женщина в нахлобученной меховой шапке. Она пытается выяснить политические предпочтения прибывающих горожан. «Вы в какой колонне пойдете?» – интересуется она у каждого. «А какие есть?» – вопросом на вопрос отвечает один мужчина. «Есть разные, – начинает перечислять активистка, – есть левые, националисты, общегражданские и…» Запнулась, пытается вспомнить, какие политические силы еще представлены. «Наверное, правые какие-нибудь», – подсказывают ей из толпы. «Ах, да вот, либеральная колонна, – вычитывает из своих распечаток женщина. – Так к какой примкнете?» «К либеральной, наверное», – отвечает ее «респондент».

В это время происходит инцидент у металлоискателей: полицейские вдруг дружно отпрыгивают от хорошо утепленной девушки. Оказывается, у нее из рук выпала сумка. «Виновница» извиняется за заминку: «Простите мою неуклюжесть. В толстых варежках сложно нащупать замочек от сумочки». И стражи порядка, и толпа отвечают дружным смехом: «Ничего страшного, дело житейское…» Тем временем на электронном термометре над станцией метро температура минус 17 градусов. Из-за металлического ограждения старушка в платочке, словно на битву, осеняет участников шествия крестным знамением: «Дай вам Бог здоровья, миленькие».

Попавшие внутрь за «рамки» сначала пытаются найти «свою» колонну, кто-то ищет друзей, знакомых, заодно рассматривает образцы народного творчества. Одни из самых популярных персонажей – хомячки. Фотографии и картинки пушистых зверьков иллюстрируют многие транспаранты. Даже пингвин на одном из плакатов уверяет: «В душе – я хомячок». Через несколько минут после полудня шествие начинается стихийно: люди просто сами пошли по Якиманке, не дожидаясь, когда колонны будут сформированы. «Первая ведь – общегражданская? – уточняет дама в лисьей шубе в пол. – Вот и пошли!»

На Якиманке парад креатива продолжается. «Нас, учителей, звали туда, а мы пришли сюда», «Я учитель и я здесь», – это плакаты столичных педагогов. Мальчик школьного возраста, пришедший вместе с папой, держит в руках ватман с надписью: «Мои учителя все здесь». Издалека виден другой образец народного творчества. На красном фоне – Сталин, цифрами – 146% и надпись: «При мне такого не было». Обращают на себя внимание полиграфические самоделки: «Свободу рабу на галере», «Ваша стабильность – наша дебильность», «Не замерзнем, не простим». В окружении любопытных гордо шествует человек-танк, соорудивший у себя над головой картонную конструкцию в виде башни Т-34 с надписью: «Танки мрази не боятся».

Плакатов, посвященных Чурову, гораздо меньше, чем в декабре, но они есть. Один приглашает на «курсы кройки и шитья волшебника Чурова». Другой призывает: «Проснись, очУрованная страна». Основной герой шествия – Владимир Путин. К нему обращена большая часть лозунгов, кричалок, ему посвящены авторские озарения вроде: «Просроченный президент вредит вашему здоровью». Шествие по Якиманке идет сплошным потоком, хотя плотность его неравномерна. И это пока граждане, не примыкающие ни к одной из идеологических колонн. Некоторые с разочарованием выясняют, что свернуть в переулок, даже если сильно замерзнешь, нельзя. На всем протяжении улицы – заграждения, возле которых дежурит полиция.

Ближе к 13.00 формирование колонн заканчивается. «Так куда же мне?» – все еще мечется пожилая женщина. «А вы кого поддерживаете?» – спрашивают ее. – «Я ни за кого, я – против Путина», – гордо объявляет она. «Так вставайте с любыми», – весело советуют ей. Движение начинает самая большая по численности из колонн – общегражданская. За ней – либеральная, которая, в свою очередь, распадается на две части. Первая группа под девизом «Мы требуем новые выборы» шествует под оранжевыми флагами «Солидарности», там же виднеются полотнища «Правого дела». Вслед за ними идут сторонники «Яблока». Они несут перед собой растяжку «Мы требуем новых выборов». Далее – едва ли не самые малочисленные – националисты. У них растяжка «Русская нация – свобода, справедливость, солидарность», над головами «имперки» – черно-желто-белые знамена. Со стороны похоже на уменьшенную копию «Русского марша», но на этот раз без масок, без вскинутых в характерном приветствии рук. Но эту колонну особо «пасет» полиция, сопровождая на всем пути следования. Замыкать должны левые. Их, с красными флагами, гораздо больше, чем с «имперками». Но еще больше по-прежнему беспартийных, они пытаются справа и слева обойти колонны и идти сами по себе.

Там, где Большая Якиманка сливается с Большой Полянкой, участников шествия притормаживают, сбивают ряды плотнее перед выходом на Малый Каменный мост. Из окон окрестных домов несогласных приветствуют оставшиеся в тепле горожане, многие машут чем-нибудь белым. Вот уже и «красная» колонна прошла, а люди все идут. «Мы – пятая колонна», – шутят некоторые.

Без нескольких минут два митинг на Болотной начинается, хотя сотни людей еще подходят. Выступают Людмила Улицкая, Ирина Ясина, Илья Яшин, Александр Белов, Ольга Романова и Геннадий Гудков, Сергей Удальцов, Григорий Явлинский, Леонид Парфенов. Эмоционально больше всех запоминается Удальцов, содержательно – Явлинский. «Мы все разные, – говорит он, – но мы одного цвета, цвета российского флага. Ни 4, ни 5 марта жизнь не заканчивается. Для нас все только начинается, а для них заканчивается». Он обещает, что в этом году будут созданы тысячи комитетов за политическую реформу, будет отменена цензура в СМИ. Главные аплодисменты (глухие, в варежках) политик срывает фразой: «Мы политически объединимся». Ведущая митинга Евгения Чирикова тут же предлагает резолюцию: считать отказ ЦИК в регистрации Явлинского политически мотивированным и требовать его немедленной регистрации.

В общей резолюции митинга его участники потребовали немедленного освобождения политзаключенных и неправосудно осужденных, отмены итогов выборов в Госдуму, отставки Чурова, расследования декабрьских фальсификаций и наказания виновных, регистрации всех партий и проведения политической реформы не позднее будущей весны, свободных и честных выборов парламента и президента. Граждан они призвали не отдавать ни одного голоса Владимиру Путину и активно идти в наблюдатели. Акцию закончил «музыкант Юра» – Шевчук исполнил под гитару знаменитую «Еду я на родину», и ему подпевали и сцена, и площадь.

В МЮНХЕНЕ БЫЛО БЕЛЫМ-БЕЛО

Место встречи участников шествия в Мюнхене было назначено на площади имени брата и сестры Шолль, казненных 22 февраля 1943 года. Мраморная копия листовок с призывами к свержению режима, которые студенты- антифашисты выбросили из окна мюнхенского университета, навечно впечатана в брусчатку у центрального его входа. Студенческая организация борцов против нацизма называлась «Белая роза». И стоя вокруг этих каменных листовок, участники субботнего шествия цепляли на куртки белые ленточки, прикалывали собственноручно сшитые белые розочки, надевали поверх зимней одежды белые майки…
Москвичка Ксения Антонова приехала из Манхайма, где она учится в университете. Приехала специально, чтобы принять участие в митинге. На ее белой майке написано: ««Нет нечестным выборам, как и «нечестным амфорам!» После окончания вуза собирается домой. «Общество просыпается – будет куда вернуться. Все мои друзья сегодня на Якиманке», – рассказала «НИ» девушка. Никита учится в докторантуре Университета имени Людвига Максимилиана и одновременно работает в институте Макса Планка. Пять лет назад приехал из Калининграда. «Мне 26 лет. Когда Путин пришел к власти, было 14. Может случиться так, что когда он уйдет, мне будет уже 38. Симпатии и доверия я к нему не испытываю, и мне не хотелось бы, чтобы мое возвращение в Россию напрямую зависело от того, будет он у власти или нет. Общество, в том числе и я, хочет перемен. Поэтому я здесь», – рассказал молодой человек.
На митинг и шествие собрались самые разные люди, с детьми, с колясками, с собаками, несмотря на небывалый для Баварии мороз. В основном россияне, хотя были и немцы. Шли по центральным улицам, неся в руках десятиметрового черного дракона с надписью «коррупция» по-немецки и гигантский баннер «За честные выборы в России». Тьян Заочная держала самодельный плакат с фотографиями Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Таисии Осиповой. Муж Тьян, известный советский диссидент Евгений Николаев, пройдя «курс лечения» карательной психиатрии, в 1980 году был выслан из СССР и лишен гражданства. Несколько лет тому назад его не стало.
Когда колонна, в которой было более 100 человек, пришла на площадь Европы под окна российского генконсульства, в православном соборе Мюнхена начался акт канонизации казненного в 1943 году антифашиста Александра Шмореля –выходца из России.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен


ЯКИМАНКУ ПОДДЕРЖАЛА УЛИЦА ВЕЛАСКЕСА

В Мадриде и Барселоне, где сейчас установилась небывало холодная для этих широт погода, которую местные жители называют морозами, в минувшую субботу прошли митинги «За честные выборы в России». В столице Испании акция состоялась на улице Веласкеса, напротив российского посольства, в Барселоне – на одной из центральных городских площадей, площади Каталонии. В обоих городах на митинги вышло чуть более 20 человек в каждом. В руках они держали плакаты с надписями на испанском и русском языках: «Россия без Путина!», «Долой самодержавие и престолонаследие!», «Путин не пройдет!». В отличие от декабрьских акций, в которых участвовали в основном студенты, учащиеся местных вузов, в этот раз среди протестующих были и 40–50-летние россияне, постоянно проживающие в Испании, солидарные испанцы, даже наши туристы.
«Здесь оказался случайно. В декабре участвовал в митинге на проспекте Сахарова в Москве, где было ощущение свободы и единства, которые мы уже давно утратили в России, к сожалению. Я не мог пропустить этот митинг в Мадриде, – рассказал «НИ» член регионального политсовета ПАРНАСа Роман Баграмян. – Потому что это действительно общее дело, которое касается всех честных россиян». «Я приехала в Испанию в 12-летнем возрасте, но я очень болею и переживаю за свою родину, – поделилась 27-летняя Оксана Ящук, родом из Волгограда. – В России у меня друзья, родственники, и я постоянно слежу за тем, что происходит у нас в стране. Сейчас заканчиваю учебу в испанском университете, и я бы с удовольствием вернулась в Россию». На митинг в Мадрид приехали даже россияне, живущие в других городах Испании. «Все мои друзья в Москве сегодня на Болотной площади, и я не мог не поддержать их, – говорит руководитель ассоциации «Малага по-русски» Юрий Булошников. – Мне кажется, если Путин уйдет в отставку, он останется уважаемым государственным деятелем. Если он не уйдет, то все будет по-другому».
Наталья ТИМАШОВА, Мадрид

"