Posted 5 февраля 2008,, 21:00

Published 5 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 02:10

Updated 8 марта, 02:10

Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов

5 февраля 2008, 21:00
В понедельник Международный комитет защиты журналистов признал Россию одной из самых опасных стран для работы СМИ. По его данным, в нашей стране в лучшем случае раскрывается один факт гибели представителя прессы из десяти. О том, почему в России не могут раскрыть убийства журналистов, как бороться с цензурой, а также о

– Всеволод Леонидович, вы согласны с данными, представленными в докладе Международного комитета защиты журналистов?

– Практика показывает, что это соответствует действительности. Если в нашей стране раскрываются 80% всех убийств, то журналистских убийств не раскрывается и 20%. Кроме того, в стране фактически нет ни одного региона, где не нашлось бы пострадавших или погибших из-за своей профессиональной деятельности репортеров.

– Нападения на прессу раскрывать труднее?

– У нас практически все журналистские убийства являются заказными. Такие преступления не только в России, но и в любой другой стране раскрыть очень тяжело. Они и подготовлены профессионально, и заказчика найти трудно. Обидно, что люди гибнут за то, что хотели провести расследование, добиться истины, а оказалось, что на самом деле истина никому не нужна. Проблема еще и в том, что журналисты потеряли доверие в обществе и общество им не сопереживает. Люди не то что не восхищаются современной журналистикой – они перестали ее уважать. Хотя в России во все времена были профессионалы, находящиеся в центре общественного внимания. Они поднимали животрепещущие проблемы в жизни общества, государства, в экономике, помогали разобраться людям, кто есть кто, писали на самые интимные и тонкие темы нравственности и жизни человека. Они уважали свой труд, и к ним прислушивались, им сопереживали. Сегодня этого нет, и, когда журналистов убивают или избивают, все думают, что это всего лишь пиарщики или какие-нибудь продажные ребята.

– А как можно вернуть потерянное доверие?

– Для этого нужно развивать медийный рынок. В европейских странах для этого власть создает благоприятные условия. Там делается все возможное, чтобы разделить пиар и журналистику, чтобы эти два вида деятельности друг друга поддерживали. Например, если журналисты много делают для общества, если у них интересные, проблемные статьи, то и у газеты больше тираж, дороже реклама. Еще в некоторых странах бесплатно распространяют прессу или вводят единую цену на газетную бумагу. У нас же для развития медийного рынка условий нет. Это такая хитрая политика – когда журналисты нищие и СМИ трудно издавать и содержать, то ими легче управлять. Газеты просто-напросто подсаживают на дотации. Это дотации различных партий, иногда коррумпированных кругов, иногда олигархов, которые покупают издание для престижа. Такой медийный рынок, как в России, позволяет делать с прессой что угодно. Отсюда и коррупция в СМИ, журналисты берутся писать заказные материалы. Чиновники намеренно не хотят совершенствовать законодательную базу для создания нормального рынка, чтобы журналисты знали свое место и выполняли команду «кушать подано». Зато в закон «О СМИ» вносят всякие поправки в пользу власти. А вот в США журналистам посвящена всего одна строчка в конституции: «Пресса свободна». И этого достаточно.

– Недавно в Самаре под предлогом использования нелицензионных компьютерных программ закрыли газету. Подобный инцидент на этой неделе был и в Тольятти. Что в этих случаях делать?

– В первую очередь журналистам надо быть очень аккуратными. Если возможно, на подобные нарушения идти не надо. Сейчас Союз журналистов проводит большую работу с компанией «Майкрософт», чтобы разрешить журналистам пользоваться какими-то программами без лицензии. Я считаю, что это нужно, так как не у всех региональных СМИ хорошее экономическое положение. Но в целом, конечно, закон надо соблюдать.

– Скажите, а на какой стадии сейчас находится дело о приватизации Дома журналистов?

– И о Доме журналистов на Никитском бульваре, и о здании Союза журналистов на Зубовском бульваре уже много лет идут споры. Периодически поднимают вопрос о том, чтобы забрать у нас помещения. Но я надеюсь, что мы отстоим эту собственность. Российские журналисты в плане имущества вообще беспредельно обижены властью. У нас и газета «Труд» в свое время потеряла прекрасное здание, газета «Известия» тоже пережила массу неприятностей из-за этого, и другие. Но никогда никакая власть не пришла на помощь журналистским коллективам. А ведь все эти здания были построены именно на деньги, которые заработали сами журналисты, – редакции газет и журналов.

– Но в аналогичной истории с Домом актеров вмешалось высшее руководство страны, и театралов оставили в покое. Почему власть не сделает этого в отношении Дома журналистов?

– Здесь два момента. Первый – есть некая неудовлетворенность работой журналистов. Считается, что они находятся в оппозиции власти, хотя на самом деле просто выполняют свою работу. Второе – этим сложившимся суждением пользуются не очень чистоплотные люди, которые хотят получить лакомый кусок земли в центре Москвы.

Сегодня председателю Союза журналистов России Всеволоду Богданову исполняется 64 года. Коллектив газеты «Новые Известия» искренне и сердечно поздравляет Всеволода Леонидовича, желает ему доброго здоровья и успехов в его борьбе за свободную, думающую и образованную российскую журналистику.

"