Posted 4 декабря 2012,, 20:00

Published 4 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:10

Updated 8 марта, 05:10

Тотальный надзор

4 декабря 2012, 20:00
Депутаты предлагают законодательно прописать возможности для Генпрокуратуры по контролю над работой Следственного комитета (СК) (вне рамок процессуальной деятельности). Изменения приведут к тому, что прокуратура получит доступ практически ко всем документам следователей, в том числе и к их личным делам. В связи с главе

Генпрокуратура и Следственный комитет постоянно находятся в напряженных отношениях. Например, резонансное дело о крышевании игорного бизнеса прокурорами в прошлом году заставило руководителей двух ведомств Юрия Чайку и Александра Бастрыкина поссориться публично, что, в свою очередь, потребовало вмешательства в их отношения тогда еще президента РФ Дмитрия Медведева.

Эпизодов, когда одно ведомство пытается возбудить уголовное дело, а другое его закрывает – множество. И борьба между СК и Генпрокуратурой обычно ведется как раз за раздел полномочий. Сейчас прокурорский надзор распространяется на процессуальную деятельность СК. В законодательстве не уточнено, что надзор прокуратуры в отношении СК распространяется еще и на соблюдение закона о государственной службе, об обороте оружия, о гостайне и трудовых правах. Именно поэтому, в отличие от других федеральных ведомств и министерств, СК может не предоставлять эту информацию прокурорам по их запросу. Этот «недочет» как раз и предлагается исправить новой депутатской инициативой.

О том, что отношения Генпрокуратуры и СК могут при этом обостриться, говорят многие эксперты. Однако, по словам экс-депутата Геннадия Гудкова, обращать внимание на это особо не стоит: в нормальном обществе «войны, борьбы и тем более поиска компромата между ведомствами быть вообще не должно». «Генпрокуратура должна стать универсальным органом контроля над исполнением всего законодательства России, чтобы было обеспечено единое правовое пространство, единые стандарты применения законов и их четкая работа, – пояснил «НИ» Геннадий Гудков. – Я, безусловно, выступаю за расширение полномочий и роли прокуратуры, поскольку это чрезвычайно важный элемент в любом правовом государстве. Хотя, к сожалению, Россия на сегодняшний день таким государством не является».

Наделение прокуратуры дополнительными полномочиями, особенно в условиях тотального засилья коррупции, по мнению Гудкова, должно происходить только при соблюдении определенных условий. «Сейчас прокуратура, по сути, является таким же министерством, которым командуют президент и в какой-то степени – премьер, – полагает бывший парламентарий. – Прокуратура решает не столько правовые задачи, сколько по ряду очень важных аспектов исполняет политическую роль. Я на своей собственной шкуре в этом убедился. То, что сегодня прокуратура санкционирует преследование инакомыслящих, «зачистку» оппозиции, говорит о ее политизированной роли, что она встроена в систему и выполняет не столько требования закона, сколько пожелания политических заказчиков».

Для того чтобы изменить эту ситуацию, по мнению Геннадия Гудкова, необходимо ввести полномасштабный парламентский контроль, который во многих странах выше, чем прокурорский. Кроме того, контроль над прокуратурой через конституционные изменения в перспективе должен быть передан парламенту полностью.

Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права государственного университета «Высшая школа экономики» Михаил Краснов не берется предсказать, как наделение Генпрокуратуры дополнительными полномочиями повлияет на «подковерную» борьбу двух ведомств. Однако в целом эксперт негативно оценивает указанную законодательную инициативу. «Я противник такого направления надзора, которое осталось еще с советских времен, – поделился своими мыслями с «НИ» Михаил Краснов. – Прокуратура не должна обеспечивать законность вне уголовного процесса. Это дело судов. То есть граждане, если их права нарушены, при нормальной судебной системе должны решать эти вопросы сами. А чем вызвана в реальности эта инициатива, сказать сложно. Прокуратура должна следить за законностью следствия, а не за законностью увольнения, набора сотрудников и так далее. Функция надзора за законностью вне уголовной сферы не функция прокуратуры вообще».

"