Posted 4 декабря 2007,, 21:00

Published 4 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:21

Updated 8 марта, 08:21

«Не укладывается в очевидную закономерность»

4 декабря 2007, 21:00
Вчера представители ассоциации «Голос» поделились с журналистами первыми впечатлениями от прошедших в минувшее воскресенье выборов. Эксперты отметили массовое, почти советское давление со стороны «административного ресурса» на местах. При этом представители ассоциации считают, что при нынешнем законодательстве любые по
Сюжет
Выборы

Перед началом брифинга журналистам раздали забавные календарики на будущий год, где напоминается, что по новому закону представители общественных организаций лишены возможности наблюдать за выборами, это могут делать только партии. И рисунок: несчастный наблюдатель смотрит на избирательный участок через окно, стоя на улице. Представители «Голоса» тем не менее своих наблюдателей направили, при чем попытались охватить 20 тыс. участков в 38 регионах страны. Но во многих регионах они встретили противодействие, в частности, вчера говорилось о давлении, которое оказывалось на представителей ассоциации в Самаре, Красноярске, Иркутске, Орле, Воронеже. Вместе с тем вчера участники дискуссии более подробно остановились на сообщениях граждан, которые приходили в ходе выборов на «горячую линию». Общий вывод по нарушениям в ходе этой кампании они представят в итоговом докладе 11 декабря. Как оказалось, наибольшее количество сообщений (23%) касалось как раз ограничений прав наблюдателей, при чем и партийных тоже. Еще 22% касаются незаконной агитации, 15% – нарушения со списками избирателей, 11% – принуждение к голосованию, давление на избирателей, 9% нарушение тайны голосования, 4% – подкуп, проведение лотерей и еще 15% – различные другие нарушения. Много говорилось о беспрецедентном количестве выданных открепительных удостоверений. Руководитель дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадий Любарев привел цифры, согласно которым в ходе думских выборов 2003 года по ним голосовало 573 тыс., в то время как на этих выборах уже 1 млн. 162 тысячи человека. Были зафиксированы случаи коллективного голосования госслужащих и студентов по месту работы или учебы, что позволяет сделать вывод «об организованных попытках повлиять на волеизъявление избирателей». Административное давление оказывалось также на работников социальной сферы и военных. Нарушения носят систематический характер, поскольку сообщения о них приходили из многих регионов.

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев заметил странную вещь. По его словам, после мониторинга региональных выборов стало ясно, что отмена графы «против всех» привела к тому, что увеличилось количество недействительных, то есть испорченных бюллетеней. Но в ходе этих выборов в Госдуму недействительных бюллетеней оказалось чуть более 1%. «Что, честно говоря, не очень укладывается в очевидную закономерность поведения избирателей, – удивился эксперт. – Странно, почему на региональных выборах у избирателей была одна логика, а на федеральных другая». Исполнительный директор «Голоса» Лилия Шибанова считает, что избирательные комиссии не заинтересованы в исполнении законодательства, а только «выполняют приказы сверху». «Мы не представляем, как изменить сложившуюся ситуацию», – сказала она. При чем ни у одной из партий нет возможности дать реальную картину по выборам, поскольку для этого нужна хорошая статистическая выборка, а у партий на это нет ресурсов. «КПРФ каждый раз на всех выборах делает громкое заявление, что будет параллельный подсчет голосов, но эти данные, которые противоречат данным Центризбиркома, мы ни разу не увидели», – продолжила г-жа Шибанова. То есть у коммунистов возможно будут данные только по отдельным территориям, но не будет достаточной выборки для того, чтобы доказать наличие повсеместной фальсификации на выборах в целом в России. Лилия Шибанова говорила и о том, что зачастую на избирательных участках наблюдатели не смогли получить копии протоколов сразу после завершения подсчета голосов. «Мы возвращаемся к ситуации с советскими выборами», – пришел к неутешительному выводу Андрей Бузин. Г-жа Шибанова была еще более пессимистична: «Мы дошли до точки».

"