Posted 5 сентября 2017,, 15:24

Published 5 сентября 2017,, 15:24

Modified 8 марта, 01:56

Updated 8 марта, 01:56

Форум во Владивостоке Сергей Катырин назвал "движением в сторону восхода"

Форум во Владивостоке Сергей Катырин назвал "движением в сторону восхода"

5 сентября 2017, 15:24
Во Владивостоке 6 сентября открывается Восточный экономический форум. Его участник, Президент ТПП РФ Сергей Катырин, рассказал о предстоящем мероприятии.

"Цель форума во Владивостоке – способствовать развитию Дальневосточного мегарегиона. Очень правильно, что страна взялась за развитие огромнейшего и потенциально богатейшего нашего региона, который, долго оставался на периферии внимания.

Параллельная задача – выходить на все более широкое сотрудничество с окружающими странами.

Будем искренни: Россия засиделась на периферии экономической интеграции в АТР, тогда как наши дальневосточные соседи, страны АТР, не дремали и за последнее двадцатилетие превратили свой регион в наиболее динамично развивающуюся часть мира. Между тем, нет никаких препятствий для самого широкого участия России во всех региональных делах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Экономическое развитие Дальнего Востока – перспективное поле для сотрудничества России и стран АТР, прежде всего государств, входящих в интеграционное объединение АСЕАН. Пока что на Дальнем Востоке производительность труда в расчете на одного занятого в 2 с лишним раза ниже, чем в Японии, почти в два раза ниже, чем в Республике Корея. Доля инновационной продукции в валовом региональном продукте – около 1 процента. Население убывает. Предстоит гигантская многолетняя работа, чтобы сделать этот наш мегарегион успешным.

Именно на это направлены государственные программы развития Дальнего Востока. Идут деньги, идут инвестиции, но нужны многие сотни миллиардов долларов. Дальний Восток должен стать местом имплементации лучших деловых практик стран АТР по созданию условий для инвестирования, ведения бизнеса, апробации новых подходов к развитию предпринимательской деятельности.

Нынешний Восточно-экономический форум– это возможность оценить, какие еще инструменты нужны и выгодны, чтобы быстрее поднять огромный мегарегион.

Напомню: Россия - это серьезный интеграционный узел, связывающий Азию, Европу и Америку. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона не выдвигают каких-либо неприемлемых условий или препятствий политического, экономического, идеологического или военного характера для самого широкого участия России во всех региональных делах. В этом смысле теперешний наш поворот в сторону Востока абсолютно естествен. Понятно, что тихоокеанская политика РФ не будет исчерпываться только реализацией экспортного и транзитного потенциала восточных территорий. Важно расширять также экономические и гуманитарные приграничные связи, усиливать роль России в межгосударственных объединениях АТР.

Часто спрашивают: а в чем наш интерес в сотрудничестве со странами АТР? Больше всего наши расчеты связаны с добычей, переработкой (подчеркну: переработкой!) и экспортом энергоносителей. Энергетика видится той «дверью», через которую страна может войти в набирающие силу интеграционные процессы в АТР. В регионе также огромные запасы гелия, золота, меди, алмазов, черных, цветных и редких металлов, фосфоритов, урана, олова, плавикового шпата…

Кстати, замечу, компании АТР уже инвестировали около 50 млрд. долларов в сахалинские (и не только сахалинские) топливно-энергетические проекты. При этом Россия взяла курс на глубокую переработку первичных ресурсов. Подсчитано: доходность переработки нефти на Дальнем Востоке примерно в пять раз выше, чем в Европе

Продукция нефтехимии будет также использоваться малым и средним бизнесом Дальнего Востока для выпуска товаров массового спроса.

Здесь есть и неплохие заделы для формирования в регионе IT-кластера. Пока что процесс сдерживается низким уровнем развития каналов связи в макрорегионе. Но в перспективе Дальний Восток может стать важным «информационным звеном». Например, и России, и странам АТР стратегически выгодно связать оптоволоконными каналами Восточную Азию с Европой именно через мегарегион.

До 2/3 экспортных и до половины импортных грузовых перевозок в Дальневосточном федеральном округе приходится на долю морского транспорта. Недостаточное развитие морских портов, слабость российского флота – это серьезное препятствие на пути тесной интеграции России в АТР. Отрадно, что в Приморском крае уже сделаны первые шаги по созданию современного кластера судостроения.

Так что экономическое развитие Дальнего Востока – перспективнейшее поле для сотрудничества. России и стран АТР, прежде всего государств, входящих в интеграционное объединение АСЕАН.

Здесь, куда ни глянь, работы - непочатый край; везде есть огромные возможности, но есть и немалые трудности: бездорожье, удаленность, неразвитая инфраструктура, необходимость новых законодательных решений. И все же сегодня только в Хабаровском крае работает около 800 предприятий с иностранными инвестициями, больше половины из них - с инвестициями из стран АТР, а в первое полугодие 2017 года на Дальнем Востоке индексы промышленного производства, строительства, инвестиций в основной капитал продемонстрировали рост и превзошли показатели в целом по стране. В эксплуатацию введено еще около 40 новых предприятий; ожидается, что до конца года их будет больше 80. Всего же заявлено к реализации на Дальнем Востоке более 600 проектов с общим объёмом инвестиций более 2 трлн руб.

Сегодня в мире есть два глубоко интегрированных объединения с надгосударственные органами управления. Это ЕС и ЕАЭС. По такому же пути идет АСЕАН. Естественно, возникает вопрос взаимодействия между ЕАЭС и АСЕАН. На мой взгляд, перспективно также экономическое партнерства этих объединений с ШОС.

И последнее: развитие мегарегиона – безусловное условиесохранения национального суверенитета России над обширными восточными территориями.

Нового на нынешнем форуме будет много. Но я бы выделил тему государственно-частного партнерства. Уверен: эту огромную территорию без партнерства поднять силами только государства или только бизнеса будет крайне сложно.

Так вот, планируется, что предпринимательские объединения - ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия», а также ряд других структур подпишут меморандум о Национальном Центре развития государственно-частного партнерства. У государственно-частного партнерства, и это показывает мировой опыт, большое будущее. Мы хотим это будущее максимально приблизить", - рассказал Сергей Катырин.

"