Posted 4 сентября 2008,, 20:00

Published 4 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:46

Updated 8 марта, 07:46

Министерство рекордов

Министерство рекордов

4 сентября 2008, 20:00
Как уже сообщали «НИ», после окончания пекинской Олимпиады у многих сложилось впечатление, что в российской делегации чиновников было не меньше, чем спортсменов. Впрочем, государственные мужи отправились на Игры не из праздного любопытства. Всякая федерация стремится привлечь к своему руководству министра или крупного

Интервенция чиновников и олигархов в спортивное руководство страны началась в начале 2000-х годов. Именно тогда президент Владимир Путин собрал представителей бизнеса и поставил перед ними задачу возрождения отечественного спорта. В «лихие 1990-е» эту задачу в основном старались решать авторитетные бизнесмены. Многие новообращенные спортивные функционеры вкладывали собственные средства в секции футбола, тенниса или борьбы. Государство практически полностью отказалось финансировать физическую культуру, и многие виды спорта выжили только за счет подобной спонсорской помощи. Взамен авторитеты рассчитывали легализовать свою деятельность и занять выгодное положение в обществе.

Так, федерацию парашютного спорта возглавлял Антон Малевский, считавшийся главой одной из московских группировок и больше известный в определенных кругах как Антон Измайловский. После гибели Малевского его имя до сих пор носят чемпионаты России по прыжкам с парашютом. Федерацию бокса какое-то время возглавлял авторитетный красноярский бизнесмен Анатолий Быков. Некоторые структуры, такие как секции единоборств, превращались в тех краях в настоящие кузницы кадров для криминальных сообществ. Еще одним фактором притяжения авторитетов в спортивные сообщества стали предоставляемые федерациям таможенные льготы на ввоз в страну алкоголя и табака.

«Универсальный инструмент» для поиска денег

Спортивные организации против такой экспансии ничего не имеют. Люди от политики и бизнеса выступают в роли спортивных лоббистов. Как правило, спонсорские средства, привлеченные такими руководителями, составляют сейчас 60–90% от общего бюджета федерации. При этом эксперты утверждают, что денег способен больше принести высокопоставленный чиновник, а вот лучше распорядится средствами расчетливый олигарх. «Если крупный бизнесмен – то он в основном привлекает собственные деньги или средства своих друзей, – говорит «НИ» руководитель Центра политической информации Алексей Мухин, который сам является членом исполнительного комитета Федерации айкидо России. – Если же за дело берется чиновник, то он обычно привлекает те коммерческие структуры, до которых может дотянуться. Так что руководителем лучше иметь чиновника – он инструмент универсальный».

Так как различные министры имеют возможность «дотянуться» до разного количества структур, то естественно, что спортивные союзы имеют разнокалиберное финансирование. По мнению экс-спикера Госдумы Геннадия Селезнева, руководящего конным спортом, принципиально важно, чтобы федерацию возглавлял не спортсмен. «Руководители федераций занимаются организационными вопросами, связью с другими структурами, – рассказывает он «НИ». – Где-то надо использовать свой административный ресурс, политический авторитет, взаимодействовать с органами власти. Нужно уметь привлекать спонсоров, должны быть широкие знакомства. Чем большая известность у человека, тем легче ему разговаривать по всем вопросам». Идеальным вариантом г-н Селезнев считает «спортсмена, который поработал в коммерческих структурах». Но таких людей, по его словам, мало.

Геннадий Селезнев рассказывает, что из-за дефицита собственных лошадей его федерация заключает контракты с владельцами скакунов – состоятельными людьми. И на спортивных соревнованиях на лошади какого-нибудь олигарха или депутата выступают профессиональные наездники. Девятикратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Лариса Латынина считает, что «спортсмены могут пробиться» при поддержке влиятельных руководителей. «В рыночной экономике могут помочь деньгами», – уверена она. Правда, чемпионка тут же оговаривается, что солидных чиновников не стоит допускать непосредственно к руководству спортом. Этим, по ее мнению, должна заниматься «команда специалистов, потому что только в тандеме можно добиться большего». По мнению же призера пяти Олимпиад по фехтованию Павла Колобкова, такое взаимодействие дает другой уровень организации управления видом спорта. «Это и финансовая помощь, и выход на новые регионы, – уверяет «НИ» спортсмен. – Сильнейшие управленцы привносят свой вклад в развитие вида спорта, да и в его пиар, что тоже немаловажно».

По примеру «Трех мушкетеров»

Считается, что самому министру или главе компании руководство спортсменами не приносит ничего, кроме лишних хлопот и головной боли. Но это не совсем так. «Это вещь довольна статусная», – говорит Алексей Мухин. Это своеобразная реклама для официального лица, он посещает официальные мероприятия, и о нем не забывают. У депутатов появляется возможность влиять на избирателя. Кроме того, спортивную организацию чиновник подбирает себе, исходя из своих вкусов и пристрастий. Так, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, возглавляющий Федерацию дзюдо, имеет разряд по классической борьбе. Секретарь Совбеза Николай Патрушев – президент Всероссийской федерации волейбола, с детства увлекается этой игрой и даже играл в свое время за команду Ленинградского института физкультуры. Вице-премьер правительства Александр Жуков – президент Российской шахматной ассоциации – не просто участвует в турнирах, но и является мастером спорта по этой древней игре. Председатель совета директоров Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, стоящий у руля Федерации стрелковых видов спорта, сам отменный стрелок. Глава Росатома Сергей Кириенко имеет третий дан по айкидо, поэтому вполне логично, что именно он стал президентом Национальной федерации «Айкидо-айкикай». Полномочный представитель президента России в Совете Федерации Федерального собрания Александр Котенков – президент Всероссийской федерации парусного спорта и сам заядлый яхтсмен. Руководитель «Газпроминвестхолдинга» Алишер Усманов, возглавляющий Федерацию фехтования, был когда-то членом сборной страны по этому виду спорта.

«Алишер Усманов – старый мушкетер, с детства прочитал «Три мушкетера» Дюма и пошел в фехтование», – поясняет «НИ» Алексей Мухин. А Геннадий Селезнев с восторгом рассказывает, что, когда он жил в Ленинграде, то занимался в детско-юношеской конно-спортивной школе и имел первый юношеский разряд по конкуру. «Долгие годы я лошадей не видел, а затем снова стал ездить в хобби-классе для своего удовольствия, – вспоминает г-н Селезнев. – Личных лошадей у меня нет. Да, за время моего председательства в Госдуме мне подарили трех хороших спортивных лошадей, но я отдал их в Олимпийский учебно-спортивный центр на Планерной».

«Руководство федерацией дает возможность людям, уже достигшим успехов, если не заниматься, то хотя бы приобщиться к конкретному виду спорта, – делает вывод Павел Колобков. – Я был на Олимпиаде в Пекине и видел, что все главы федераций были там, поддерживали, сопереживали».

Спортсмены опередили политиков

Но если оценить число полученных на Олимпиаде в Пекине наград, то чиновничий КПД получится не таким уж высоким. Алексей Мухин полагает, что на сбор медалей совершенно не повлиял статус покровителя, так как «не все решают деньги – большую роль играют тренеры и штаб». Спортивные эксперты подсчитали, что из 19 федераций летних олимпийских видов спорта, которые возглавляют чиновники и олигархи, свой план по медалям большинство не выполнили. Из 72 завоеванных медалей эти федерации принесли стране 34 награды. Так, не привезла из Пекина ни одной медали Федерация дзюдо, возглавляемая министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым. Четыре вместо ожидаемых восьми медалей внесла в копилку российской сборной Федерация плавания, руководимая главой администрации президента Сергеем Нарышкиным. Стрелки под руководством главы Новолипецкого металлургического комбината Владимира Лисина вместо 9 медалей довольствовались только четырьмя. Вместо трех медалей разного достоинства, в том числе и одной золотой, ограничились двумя бронзовыми наградами гимнасты под опекой президента ВТБ Андрея Костина. Зато успешнее всех выступили федерации, у руля которых стоят профессиональные спортсмены. Например, Федерация легкой атлетики под руководством заслуженного тренера республики Валентина Балахничева выполнила спортивные планы на все 100%, привезя из Пекина 18 намеченных медалей. А Федерация спортивной борьбы, много лет возглавляемая олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе Михаилом Мамиашвили, даже перевыполнила план, завоевав 11 медалей вместо 10.

"