Posted 4 августа 2005,, 20:00

Published 4 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Амин Осмаев

Амин Осмаев

4 августа 2005, 20:00
До сих пор в российских СМИ не утихают споры и размышления о том, почему американский канал «Эй-би-си Ньюс» предоставил телевизионную трибуну для Шамиля Басаева. На этом фоне неожиданно появилась информация об увеличении численности федеральной группировки войск а Северном Кавказе. Эти и другие признаки свидетельствуют

Было бы ошибкой недооценивать заявление бывшего мэра Грозного Беслана Гантамирова, сделанное им на внеочередном съезде партии «Родина», о том, что предстоящие парламентские выборы в Чечне будут главным «боем России за Кавказ». Недавние трагические события в станице Бороздиновская стали еще одним подтверждением непростой ситуации в республике, где как в капле воды отразилась вся Чечня – с ее острыми проблемами в сфере обеспечения прав человека, внутренними конфликтами и противоречиями.

Для решения накопившихся проблем было бы целесообразным провести в городе Грозном «круглый стол» по вопросам будущих выборов парламента. «Барометр» общественных настроений показывает высокий уровень готовности политических сил к бескомпромиссной борьбе за депутатские мандаты. Но это, судя по всему, не очень волнует кремлевских «специалистов по Кавказу», которые, видимо, надеются получить нужные результаты без особых усилий. По своей чиновничьей «слепоте» эти «специалисты» не видят или не хотят видеть коренных различий между 2003 и 2005 годами.

Как утверждает известное изречение, все дороги ведут в Рим. Однако вопреки этому, пути, которые выбирают участники процесса урегулирования ситуации в Чеченской Республике, часто приводят их во французский город Страсбург. И сами чеченцы, спасаясь от войны, террора, дискриминации, поодиночке и целыми колоннами уезжают из России в Европу, а не в единоверные мусульманские страны Ближнего и Среднего Востока. Разгадка этого феномена заключается в том, что чеченцы не только географически, но и по своему менталитету и образу жизни являются европейцами, впитавшими в себя вместе с молоком матери дух демократии и свободы. Великие представители русской литературы Пушкин, Лермонтов, Толстой воспевали в своих произведениях вольнолюбивый характер чеченцев, а французский писатель Александр Дюма называл их «французами» Кавказа. За время существования Российской империи и Советского Союза эти качества получили свое дальнейшее развитие как по форме, так и по содержанию. Оставаясь последовательными мусульманами-суннитами, чеченцы через русскую культуру приобщились к ценностям мировой цивилизации, ставшими частью их образа жизни. Поэтому закономерно, что чеченские беженцы, покинувшие охваченную войной республику, предпочли «берегу турецкому» другие регионы Российской Федерации и европейские государства, а не арабский Восток. Не является случайностью и то, что, не найдя поддержки в ближневосточных странах, ичкерийские сепаратисты стремятся использовать для достижения своих целей европейские общественные и государственные институты и переживающую бурный рост чеченскую диаспору.

По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, официально в европейских странах сейчас находятся более 30 тысяч человек из Чеченской Республики, в то же время, по оценкам западных средств массовой информации, численность беженцев с Кавказа колеблется от 70 до 200 тысяч человек. Количественный рост числа чеченских беженцев в западных странах сопровождается и качественными изменениями форм их взаимодействия и расширением круга решаемых задач. Наряду с национально-культурными центрами стали возникать общественно-политические организации – «Демократический союз чеченцев» в Австрии, «Вайнахское общество «Чечения» в Бельгии, «Чеченский форум Германии», «Чеченская демократическая ассоциация» в Нидерландах, «Чеченский общественный центр «Даймохк» в Испании, «Ассоциация чеченцев Европы» и международная ассоциация «Мир и права человека» во Франции, «Координационный нахский Совет» в Польше и др.

Решать чеченскую проблему Запад пытается и с помощью голливудских звезд, таких, как Анджелина Джоли.

Эти объединения, где большей частью верховодят сепаратисты, все чаще выступают организаторами крупных политических мероприятий – конференций, конгрессов, съездов, умело и, как правило, эффективно совмещая их проведение с международными форумами типа сессий ПАСЕ. Реакция российских властей на деятельность этих организаций в лучшем случае сводится к их игнорированию, а в худшем – к нелепым требованиям к европейским странам: «запретить» и «разогнать».

Враждебная политика российских властей в отношении эмигрантов, а также их общественных объединений в Европе должна быть пересмотрена. Ведь чеченские беженцы – граждане Российской Федерации, вынужденно оказавшиеся за рубежом по вине этой же самой власти. И потом, подавляющее большинство их составляют обездоленные и беззащитные люди, потерявшие близких и родных, не имеющие ничего общего с сепаратизмом и ведущие тяжелейшую борьбу за выживание в незнакомой среде. Рассматривая чеченских беженцев как единую вражескую массу, Кремль тем самым толкает их в объятия экстремистов, закладывая под Российскую Федерацию «мину замедленного действия».

С учетом этих и других обстоятельств, связанных с исходом чеченцев на Запад, правительству России необходимо наладить взаимодействие с европейскими странами, ПАСЕ и другими международными организациями в целях защиты прав чеченских беженцев и создания условий для их возвращения на родину. Без такого сотрудничества невозможно рассчитывать на скорую стабилизацию обстановки в республике.

Вместе с тем беженцы очень важная, но далеко не единственная проблема «чеченского кризиса», требующая неотложных мер и координации действий России и Совета Европы. Очевидно, что эмиграционные потоки можно остановить, лишь ликвидировав причины их зарождения, обеспечив на деле безопасность населения, права человека и кардинально изменив ситуацию в политической и социально-экономической сферах. В связи с этим следует отметить, что западные лидеры в последнее время демонстрируют готовность к прагматичному и конструктивному подходу по урегулированию ситуации в Чеченской Республике и сотрудничеству с ее президентом Алу Алхановым. Причинами этого являются не столько зависимость Европы от поставок нефти и газа из России, а также психологический перелом в общественном сознании в связи с терактами в «Норд-Осте», Беслане и другими террористическими актами, сколько растущее понимание угрозы собственным интересам, исходящей от дестабилизации обстановки в России.

Особенно четко новый курс по урегулированию «чеченского кризиса» прослеживается в резолюции

№ 1402, утвержденной ПАСЕ 7 октября 2004 года. Отдельные ее положения, в частности, выдержки из пункта 24, заслуживают того, чтобы привести их дословно: «...Ассамблея поручает Комиссии по политическим вопросам учредить «круглый стол» для проведения обмена мнениями между политическими партиями и политическими деятелями Чеченской Республики и представителями федеральных властей, понимая при этом, что участниками такого обмена мнениями не могут быть лица, отказывающиеся признавать территориальную целостность Российской Федерации и объявившие терроризм методом достижения своих целей». Иначе говоря, приняв такое решение, ПАСЕ ясно и недвусмысленно дала понять о своем нежелании иметь дело с террористами, ставящими целью разрушение Российского государства, и предложила конкретную форму – «круглый стол» – для диалога политических сил различной ориентации и взглядов. Еще одним важным признаком наметившегося поворота стала поездка в апреле 2005 года делегации Европейского союза во главе с директором департамента Восточной Европы Югом Мигарелли в Чечню с целью изучения обстановки для увеличения помощи по восстановлению экономики и социальной сферы республики.

Такие заметные перемены в подходах к урегулированию ситуации в Чеченской Республике вызвали неприкрытую ярость и растерянность антироссийских сил, проглядевших корректировку курса «капитанами» европейской политики. Отсюда демонстративный отказ группы ичкерийских деятелей Ханбиева–Закаева от участия в «круглом столе» в Страсбурге, марши «мира», обвинения в евроколлаборационизме и предательстве «чеченского сопротивления», споры вокруг понятий «терроризм» и «сепаратизм» и т.д.

Свою позицию ичкерийские сепаратисты во главе с Умаром Ханбиевым изложили на пресс-конференции, состоявшейся 5 июля сего года в Страсбурге, в здании ПАСЕ. Они выразили серьезную озабоченность «в связи с тенденцией Евросоюза слепо следовать рекомендациям кремлевского режима, пытающегося завуалировать реальную ситуацию в Чечне и на Северном Кавказе откровенным и бессовестным подлогом – ложной концепцией «реконструкции и восстановления Чечни».

На фоне этих поучений особенно забавными выглядят сентенции о европейских политиках как о наивных простачках, которых «коварный» Кремль водит за нос, видимо, такой же длины, что и у Буратино. Как раз все обстоит наоборот – западные лидеры прекрасно владеют информацией о ситуации в Чеченской Республике и вокруг нее, знают, чего хотят и, действуя соответствующим образом, неуклонно расширяют зону своего присутствия на постсоветском пространстве. С другой стороны, было бы странным, если бы европейцы, вопреки здравому смыслу и поступившись национальными интересами, стали отстаивать бредовые идеи группы Ханбиева–Закаева и Ко, которые с энтузиазмом губят свой собственный народ и являются ничем иным, как «фиговым листком» незаконных вооруженных формирований. А вот что действительно вызывает большое удивление и озабоченность, так это психическое состояние людей, которые, выдвинув людоедский лозунг «Полюбить сражения – и не искать мира!», призывают воевать до последнего чеченца. Складывается впечатление, что эти лжевожди, находясь в состоянии политического транса, абсолютно не думают о последствиях своих слов и действий и готовы, чтобы «спасти» чеченцев, всех их поголовно истребить.

Однако Запад не был бы Западом, если бы все в той же прошлогодней резолюции № 1402 не обусловил свои уступки Российской Федерации четкими и конкретными требованиями «прогресса в вопросах прав человека, демократии и верховенства закона». Этот своеобразный «страсбургский счет», вне всякого сомнения, будет предъявлен осенью нынешнего года, во время выборов парламента Чеченской Республики. Вместе с тем вопрос состоит не только в том, признает ли объединенная Европа эти выборы легитимными или объявит их очередным фарсом. Самое главное заключается в том, что только с появлением законодательного органа, избранного демократическим путем, опирающегося на массовую поддержку и доверие граждан, в Чечне может возникнуть реальная возможность кардинально изменить ситуацию.



Справка «НИ»

ОСМАЕВ Амин Ахмедович родился 8 октября 1948 года. Окончил Грозненский нефтяной институт в 1971 году и Ростовскую высшую партийную школу в 1978 году. Бывший председатель палаты представителей Народного собрания Чеченской Республики. Являлся членом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации с 1996 года по 1998 год. В настоящее время директор регионального филиала «Центра содействия стабильности» в Чеченской Республике.

"