Posted 4 августа 2004,, 20:00

Published 4 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Бесценные

Бесценные

4 августа 2004, 20:00
Правительству России снова разрешили заниматься реформой чиновничьего аппарата, нарушив тем самым монополию кремлевских специалистов. Это, пожалуй, главный итог состоявшейся на днях встречи президента Путина с заместителем главы кабинета министров Александром Жуковым. То, что о начале нового этапа бесконечной реформы д

Напомним, буквально две недели назад президент России подписал указ «О мерах по совершенствованию государственного управления». Документ с обтекаемым названием фактически лишил правительственных чиновников права курировать административную реформу. Полномочия перешли к более близким к гаранту Конституции персонам, образовавшим трехсоставную комиссию. В соответствии с указом в нее вошли группы под руководством помощников президента Виктора Иванова и Игоря Шувалова, а также группа руководителя аппарата федеральных министерств Дмитрия Козака (об этом «Новые Известия» писали 19 июля).

И тем не менее доклад о перспективах реформы президенту делает вице-премьер правительства Александр Жуков, а отнюдь не кто-то из руководителей профильных групп. Президент Института современной политики Владимир Лысенко так прокомментировал эту странность: «Когда группы были образованы, у меня сложилось впечатление, что Кремль хочет спустить реформу на тормозах. А сейчас, похоже, президент захотел иметь альтернативное мнение по перестройке бюрократов». По мнению эксперта, «с выходом на арену единственного правительственного либерала Жукова у идеологов буксующей реформы появились шансы оправдаться перед президентом».

Г-н Жуков поведал президенту о только что завершившемся первом этапе реформы госаппарата, в ходе которого сформировались структуры правительства и были утверждены новые положения для всех министерств и ведомств. Теперь, когда обязанности распределены, ясно, с кого что спрашивать. «Каждое министерство, служба, агентство должны четко понимать, как они встраиваются в общие цели, которые пытается достигнуть правительство, а именно: улучшение жизни людей, увеличение ВВП, повышение безопасности страны», – заявил вице-премьер. Он также подчеркнул, что «каждое ведомство должно знать, с помощью каких показателей будет оцениваться его деятельность».

Напомним, что согласно другой реформе – госслужбы – для чиновников всех мастей установлены новые принципы оплаты труда. Введен, но пока не действует так называемый коэффициент эффективности. То, насколько плодовит конкретный чиновник и каким «колесом» он является в управленческой телеге, и будет определять сумму его ежемесячного жалованья. Правда, пока госслужащие в полной мере этого не осознали. Как сообщил корреспонденту «НИ» «не под запись» помощник одного из заместителей министра экономического развития, чиновники среднего звена пока не готовы принять расширенные полномочия, соответствующие укрупненным министерствам. А руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин заявил в этой связи «НИ», что мерилом для оценки КПД отдельно взятого чиновника, как и раньше, будет не объем проделанной работы, а степень удовлетворенности им начальника. «К примеру, если формально оценить эффективность работы генпрокурора Устинова, в свое время полгода безуспешно пытавшегося засудить Гусинского, то она равна нулю, потому что тот был оправдан, – привел пример г-н Орешкин. – Но от этого он не стал получать меньшую зарплату».

Впрочем, новый этап административной реформы, по версии Александра Жукова, как раз устранит противоречие между эффективностью работы и жалованьем бюрократа. «В середине августа в правительстве будут рассмотрены показатели работы всех министерств и ведомств», – сказал он. Вначале предстоит определить показатели эффективности для каждого ведомства исходя из его задач, а потом ввести специальную систему определения трудового рвения. «Все равно универсальной системы измерения ценности того или иного государственного мужа не введешь, потому что у каждого министерства свои задачи и приоритеты, – считает Дмитрий Орешкин. – А значит, каждое ведомство само для себя создаст план и систему отчетности». Но отсутствие достоверной информации о реальном ходе реформы, по его словам, в любом случае позволит создать у общественности впечатление, что она развивается вполне успешно.

"