Posted 5 июля 2016,, 13:57

Published 5 июля 2016,, 13:57

Modified 8 марта, 02:48

Updated 8 марта, 02:48

Историк Андрей Зубов

Историк Андрей Зубов

5 июля 2016, 13:57
В конце июня житель Перми Владимир Лузгин был оштрафован на 200 тыс. рублей за реабилитацию нацизма. В его перепосте в сети «Вконтакте» суд нашел отрицание фактов, изложенных в приговоре Нюрнбергского трибунала, и заведомо ложные сведения о деятельности СССР. Таковым было признано утверждение, что коммунисты и Германия

– Андрей Борисович, насколько, по вашему мнению, приговор Пермского краевого суда является справедливым?

– Начнем с того, что опубликованное в соцсети утверждение, которое легло в основу приговора, не является ошибочным. В массе книг, в том числе в моем двухтомнике «История России. XX век», говорится то же самое. И мы всегда приводим слова Вячеслава Молотова, сказанные в конце октября 1939 года, о том, что понадобился один короткий удар сперва германской армии, потом – советской армии, чтобы исчезла буржуазная Польша, построенная на эксплуатации непольских национальностей. Так что тогда все это признавалось. Более того, братство немцев и советских войск воспевалась – как известно, 22 сентября 1939 был совместный парад в Бресте, который немецкий генерал Хайнц Гудериан и наш комбриг Семен Кривошеин вместе принимали.

Поэтому Пермский суд проявил полнейшее историческое невежество, и это очень стыдно. Я считаю, что жителю Перми, в отношении которого вынесен приговор, непременно нужно подавать апелляцию, и я готов стать экспертом по этому делу в любом суде.

– А если было бы высказано полностью не соответствующее историческим реалиям мнение?

– Мы все ошибаемся. Буквально сегодня исправил у себя ошибку: я привел один документ, так называемое письмо Берии Сталину 21 июня 1941 года, но мне правильно указали некоторые внимательные читатели, что, скорее всего, это фальшивка и просто литературная фантазия одного из писателей. И я заменил это письмо на адекватный документ. Так что человеку свойственно ошибаться, и за это преследовать по уголовной статье – глупо.

Я в принципе считаю, что наука и научные факты – это такая сфера, в которую не может вмешиваться суд. Если человек разжигает ненависть, рознь при помощи заведомо неправильных сведений – это другое дело. Но тут, насколько я понимаю, об этом речи не идет.

– Суд посчитал распространенные Владимиром Лузгиным слова заведомо ложными потому, что они не отражены в приговоре Международного трибунала. При этом Лузгин на суде признался, что нападение на Польшу изучал на уроках истории в школе, но самого приговора не помнит. Насколько в подобных делах следует ориентироваться на букву принятого в Нюрнберге решения?

– Как известно, немецкое нападение произошло 1 сентября 1939 года; приказ по советским войскам – 14 сентября, а наступление началось на рассвете 17 сентября. Да, Нюрнбергский трибунал не осудил это наступление, но понятно, что победителей не судят. Поэтому он осудил поверженную Германию, но не победивший ее Советский Союз. А о неблаговидных делах СССР, в том числе о катынском убийстве поляков, предпочитали тогда молчать. Заговорили об этом потом, однако это не меняет объективности истории.

– Может быть, после появления уголовной статьи о наказании за реабилитацию нацизма следует внести коррективы в изучение истории в школе? Например, на всякий случай заучивать наизусть нюрнбергский приговор?

– Я думаю, что нужно сделать совершенно другое – отменить эту уголовную статью. Потому что иначе мы – и ученые, и все российское общество – находимся в идиотской ситуации. Сегодня схватили этого несчастного блогера, а завтра схватят меня, хотя у меня и будет больше аргументов по этому поводу.

"