Posted 4 июля 2007,, 20:00

Published 4 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:37

Updated 8 марта, 08:37

Незваный преемник

Незваный преемник

4 июля 2007, 20:00
В последнее время в политических и журналистских кругах стали рассматривать вариант внезапного появления «запасного», или парадоксального преемника на выборах президента в 2008 году. В числе одного из кандидатов на эту роль неожиданно стали называть секретаря Совета безопасности Игоря Иванова. В его пользу – опыт, посл
Сюжет
Выборы

На первый взгляд, кандидатура неожиданная: Игорь Иванов уже три года, как фактически ушел из публичной политики, хотя и занимает высокий пост. На экранах телевизоров, которые у нас являются главными (если не единственными) инструментами публичности, он появляется на секунды в коротких отчетах о заседании Совбеза. Текст при этом идет чаще всего закадровый – знать, что на заседании говорится, всем вовсе не обязательно.

Получается, что потенциальный третий преемник явно проигрывает двум другим в главном – в публичности. У них уже есть не только государственный, но некий человеческий имидж – избиратель знает, как они улыбаются, как ходят, как говорят, во что одеты. У г-на Иванова, в отличие от них, в этом смысле нет ничего – за годы секретарства в Совбезе электорат и голос-то его подзабыл. Впрочем, и в бытность свою министром иностранных дел Игорь Сергеевич не давал много поводов о себе говорить. Формально мелькавший в эфире ТВ, он по дипломатическому этикету всегда оставался застегнутым на все пуговицы. Картины не меняли даже неофициальные встречи с коллегой Олбрайт.

Что делает современный, продвинутый россиян, чтобы восполнить пробел в информации? Правильно: идет в Интернет. Там во множестве представлены официальные сообщения, в которых фигурирует Игорь Иванов и на посту главы МИД, и в должности секретаря Совбеза. Есть старые и не очень интервью, вполне протокольные, дипломатически выдержанные, из которых можно составить полное представление о позиции России по широкому спектру международных проблем. Но внешнюю политику у нас, как известно, формирует президент, поэтому все прочитанное к портрету самого г-на Иванова узнаваемых черт не добавляет.

Фото: AP

Однако, если проявить усидчивость и упорство, можно найти и другую информацию, которой в последнее время становится все больше. Пишут, например, что ежемесячный доход секретаря Совбеза составляет от 5 до 7 млн. долларов, которые дает принадлежащий ему игорный бизнес в Москве (www.ruhome). Утверждают, что карьерой он обязан тестю – высокопоставленному советскому чиновнику: по версии отечественных источников – из МИД СССР, по версии испанской газеты El Mundo – из МВД Союза. Семью Ивановых уличают в том, что она владеет «огромной недвижимостью» в Испании, Хорватии, Германии. Что в той же Испании у нее то ли игорный, то ли развлекательный, то ли шоу-бизнес, оформленный на подставных лиц (www.putilin.ru и www.forum.russ.ru).

Вообще с Испанией Игоря Иванова связывает многое. Он проработал там более 10 лет, сначала сотрудником торгпредства, а потом послом. Одни утверждают, что российский чиновник доныне сохранил добрые и теплые отношения с королевской семьей, влиятельными политиками и бизнесменами. Другие злословят, припоминая ему якобы имеющиеся связи с королями преступного мира, на которые его вывел все тот же бизнес (www.forum4all.ru и www.discuss.rbc.ru).

Верить всему написанному может либо беспредельно наивный человек, либо беспредельно глупый. В конце концов, может быть, это недруги или завистники Игоря Иванова заполонили интернет-сайты и порталы сомнительным компроматом. Но, чтобы твердо и решительно не верить, чтобы сказать, что все вышеперечисленное – всего лишь чья-то игра воображения, в которой нет ни слова правды, нужна другая информация. Нужны иные свидетельства, факты и источники, достовернее и авторитетнее названных. Но их нет, и опровергать откровения Сети явно никто не спешит.

Говорят, что к хорошему человеку грязь не липнет. Все так, но Игорь Сергеевич – не просто хороший человек, во что очень хочется верить даже без всяких доказательств. Он еще и далеко не последний человек в государстве, шутка ли – секретарь Совбеза. А если он еще и входит в обойму кандидатов на главный пост (или вот-вот войдет), его моральная репутация должна быть безупречной. Стандартных формулировок – «не был», «не состоял», «не участвовал» – тут явно недостаточно. В противном случае всегда найдется место для домыслов, спекуляций и фантастических версий, которые сейчас с подозрительной активностью распространяются. Интернет – это ведь пространство, открытое и для плохого, и для хорошего, хотя последнее в адрес г-на Иванова найти непросто.

Фото: AP

Кроме моральной репутации есть еще и деловая, служебная. Если вспомнить внешнеполитический курс, который проводил МИД во главе с Игорем Ивановым, то он, по отзывам большинства экспертов, был более взвешенным и продуманным, чем тогда, когда у руля стояли его предшественники. Но внешняя политика – это, как уже было сказано, дело в первую очередь президента, поэтому роль личности министра в этой истории некоторыми аналитиками оспаривается.

Ему припоминают, например, что он выступал в роли миротворца в период «революции роз» в Грузии, защищая своего экс-шефа Эдуарда Шеварднадзе. Но обвинять Игоря Иванова в том, что он «вырастил своими руками Михаила Саакашвили», – думается, явная натяжка.

Из более ранних дипломатических деяний Игорю Сергеевичу ставят в вину создание «линии Шеварднадзе – Бейкера», разграничившей морские пространства СССР и США на Дальнем Востоке. В результате американцам отошли часть исключительной экономической зоны Союза (31,4 тыс. кв. км) и участок континентального шельфа Берингова моря (46,3 тыс. кв. км). Г-н Иванов, будучи в то время начальником общего секретариата МИД, принимал самое активное участие в разработке ставшего впоследствии скандальным соглашения. Хотя, естественно, окончательное решение по такому важному государственному вопросу принимал явно не Игорь Сергеевич.

Лыком в строку многочисленных обвинений, выдвигаемых против господина Иванова, кладется многими и тот факт, что он, будучи уже секретарем Совбеза, в 2004 году фактически «сдал» российских чекистов, которых в Катаре обвиняли в покушении на Яндарбиева. Он тогда, напомним, заявил иностранным журналистам, что речь идет о «сотрудниках российских спецслужб, находящихся в Катаре на законных основаниях». Опытный дипломат не имел права на такую «оплошность», которая стоила двум его соотечественникам пожизненного заключения.

Во всяком ведомстве, даже во внешнеполитическом, кипят свои внутренние дела. Одно из них когда-то сильно огорчило Игоря Иванова. Незадолго до его перевода в Совбез Счетная палата провела в МИД проверку финансово-хозяйственной работы. Результаты ее оказались скандальными. И все бы ничего, если бы кто-то не дал утечку в прессу. Популярный еженедельник тогда написал: «В российском МИД, похоже, назревает скандал. Проверка Счетной палаты выявила нецелевое использование средств федерального бюджета более чем на 2 млрд. рублей. И это только в 2002 году. Приворовывали на консульских сборах, сдаче в аренду дач и резиденций. Например, госособняк площадью 3200 кв. метров был сдан в аренду за 500 долларов в месяц».

Лично самого министра Иванова, заметим, никто ни в чем не обвинял, однако реакция его была резкой и нервной. 4 ноября 2003 года он написал председателю СП РФ Сергею Степашину письмо, в котором попросил – ни больше, ни меньше – «поручить провести служебное расследование, с тем чтобы выяснить, каким образом рабочие документы Счетной палаты попали в распоряжение журналистов». Те, кто отслеживал эту историю, уверяют, что с аналогичной просьбой тогдашний глава МИД обратился и к директору ФСБ Николаю Патрушеву.

О результатах расследования нам неизвестно. Со всей достоверностью можно утверждать только, что репутация издания не пострадала, а вот вокруг МИД поднялась волна неприятных разговоров. Впрочем, есть и вполне подтвержденные факты. Отчет СП был выставлен на сайт другого весьма популярного еженедельника. Документ длинный и скучный, поэтому позволим себе привести некоторые его фрагменты (или, как говорят юристы и киношники, эпизоды) в свободном изложении.

В представительском особняке «Мещерино» пришла пора ремонтировать сауну. По смете было выделено 2,2 млн. руб., фактически истрачено более 6,5 млн. Затраты на каждый кв. метр площади составили более 57 тыс. руб. Деньги эти пришли из федерального бюджета. А поскольку аудиторы СП проверяют расходование именно государственных средств, такой феномен небывалой щедрости их, разумеется, заинтересовал.

У каждой страны есть за рубежом не только посольства, но и консульства. Именно там оформляют визы и паспорта, другие документы, заверяют их, если это необходимо. За все это берутся деньги – консульские сборы, которые потом идут в бюджет. В 2002 году их собрали на сумму более 671 млн. руб., бюджет же получил лишь 230 млн. Остальное было зачислено на счета централизованного резерва МИД РФ и расходовалось по смете, которую утвердил один из заместителей Игоря Иванова. Естественно, что аудиторов СП сей факт тоже не мог не заинтересовать, ведь федеральный бюджет утверждается законом.

Наши дипломаты, начиная с определенного ранга, пешком за рубежом не ходят. Для них приобретаются автомобили. За пользование ими из зарплаты вычитаются доллары, евро и прочая инвалюта, но машина все равно остается служебной. Продажа старого и покупка нового авто с откатами и без – одна из любимых тем дипломатических кухонь. Но Счетная палата устными рассказами интересуется в последнюю очередь. Аудиторы проверяют документы. В ходе той самой проверки они обнаружили, что МИД сильно переплатил при покупке для нужд ведомства 43 представительских иномарок. Вообще-то для того чтобы что-нибудь купить на государственные деньги, нужно сначала провести конкурс, то есть подобрать продавца, у которого требуемый товар при том же качестве дешевле или хотя бы не дороже, чем у остальных. Однако по автомобилям конкурса не провели. В итоге прямые убытки федерального бюджета составили от 147 до 193 тыс. руб. По каждому автомобилю.

Вспомним и упомянутый особняк, который сдавали дешевле, чем двухкомнатную квартиру в Москве. Речь идет о доме площадью более 3 тыс. кв. метров под названием «Калчуга-2», расположенном на десяти гектарах в районе Барвихи. На закате перестройки Михаил Горбачев передал его своим указом для проживания Эдуарду Шеварднадзе. Ничего противозаконного в этом, разумеется, не было. Не нарушался закон и тогда, когда особняк сменил хозяина и отошел к МИД. А вот дипломатическое ведомство распорядилось им более чем странно. Собственность была сдана в аренду некоему ЗАО на много лет вперед по цене около 17 тыс. руб. в месяц. Вполне естественно, что и этот пример необъяснимой щедрости не прошел мимо внимания Счетной палаты.

Какие оргвыводы были сделаны из результатов этой проверки, неизвестно. Может быть, кого-то даже наказали, но сообщений об этом читать не приходилось. Когда охраной ведомственных тайн, касающихся расходования народных денег, занимаются сразу несколько серьезных ведомств, общество может лишь строить предположения о том, что кроется за завесой этих тайн.

О личной причастности Игоря Иванова к выявленным нарушениям никто, разумеется, не говорил и не говорит. Не дело министра ремонтировать сауны, покупать автомобили или сдавать дома в аренду, да и у консулов в МИД есть свои непосредственные начальники. Но если использовать армейскую терминологию (а Игорь Сергеевич и родился в семье военнослужащего, и в «суворовке» учился, и об армейской службе, говорят, мечтал), за дела в полку отвечает в первую очередь командир.

Возможно, таким «ответом» и стало перемещение господина Иванова со Смоленки в Совбез. Публично это никто и ничем не подтверждал, но в мидовских коридорах еще долго сетовали, что «шефа кто-то заказал».

В демократическом обществе высокопоставленный чиновник, на которого пала тень, как правило, дает публичные разъяснения, чтобы сохранить и свою репутацию, и репутацию ведомства, которое представляет. Пусть даже он ни в чем не виноват. Игорь Сергеевич с его-то богатым международным опытом это прекрасно знает. Однако он со своей версией событий и оценок в «свет» предпочел не выходить.

О его деятельности на посту секретаря Совета безопасности практически ничего не известно, что в определенном смысле, вероятно, оправданно. Об эффективности работы этого органа проще судить экспертам и руководству страны, чем журналистам. Но и безликий руководитель Совбеза, почти не проявляющий публично позиций по ключевым проблемам дня в вопросах безопасности, выглядит, по меньшей мере, странно. Наверное, еще как-то можно понять молчание г-на Иванова в пору резкого обострения российско-грузинских отношений. После той самой операции по спасению Шеварднадзе и невольного содействия победе Саакашвили главе российского Совбеза, возможно, трудно оставаться лицом объективным. Но чем тогда объяснить молчание Иванова в других, может быть, даже более острых ситуациях? Профессиональной осторожностью бывалого дипломата? Или стремлением до поры до времени оставаться в максимальной тени, чтобы не отвечать на многочисленные вопросы по поводу версий, гуляющих в СМИ.

Одна из последних версий – о подготовке к роли преемника. Согласно этой версии, к такой перспективе тихого главу Совбеза готовит одна из самых влиятельных кремлевских группировок. Бывший министр достаточно тих, послушен и уязвим теми самыми неопровергнутыми компроматами, чтобы быть удобным в роли преемника. Станет ли он им на самом деле, покажет уже ближайшее время. Надеяться на комментарии самого господина Иванова, как мы уже поняли, не приходится.

ОПРОС «НИ»

«Для меня он – ничто»
Игорь РОДИОНОВ, депутат Госдумы, министр обороны в 1996–1997 годах:

– Его работу на посту секретаря Совбеза я никак не могу оценить. Он нигде себя не проявил. Убрали его тогда с поста министра иностранных дел на этот Совбез и все, как будто бы утонул в колодце. Я его не слышал и не видел. У меня была попытка направить ему несколько обращений по некоторым проблемам, а в ответ сплошной ноль. Для меня он ничто. Он по натуре талантливый тихарь. Но сейчас такие ценятся. Что касается возможности выдвижения Иванова на пост президента, то, судя по тому, до какого маразма дожила Россия, у нас любой может стать кандидатом в президенты. В том числе и Игорь Иванов.

«Его просто никто не знает»
Михаил ДЕЛЯГИН, научный руководитель Института проблем глобализации:

– Может быть, это не та работа, которая должна быть обязательно видна, может, она глубоко внутренняя. Но мне, с внутренней точки зрения, не приходилось сталкиваться с работой Игоря Иванова содержательно. Более того, если, скажем, Совбез при Александре Лебеде претендовал на ключевое ведомство, как Совет безопасности США, тоже пытался подменить собой вся и все, то при Игоре Иванове он вообще незаметен. Многие забыли, что есть такая структура. Я не уверен, что это плохо, и вполне возможно, что с бюрократической точки зрения Совбез стал очень удобным органом. Но если на повышение направлять за послушание и за то, что человек не сделал ничего плохого, тогда Иванов, конечно, заслужил повышение. Если же на повышение людей направлять за какие-то достижения, то хотелось бы узнать хотя бы одно. А выдвижение Игоря Иванова в президенты просто невозможно – его просто никто не знает. Хотя бы 10% должны проголосовать по-настоящему.

«Не думаю, что он может стать претендентом»
Леонид ИВАШОВ, вице-президент Академии геополитических проблем, руководитель Военно-державного союза, генерал-полковник, начальник Главного управления международного военного сотрудничества Генштаба в 1996–2000 годах:

– Игорь Сергеевич использовал свой опыт дипломата и широкие связи для того, чтобы поддерживать отношения с внешним миром, в том числе и с Западом на добром, партнерском, а где-то и дружеском уровне. Но, честно говоря, мы ожидали, что Совет безопасности станет генератором, который, во-первых, будет способен делать объективные выводы из складывающейся геополитической ситуации. Во-вторых, мы рассчитывали, что Совет безопасности выявит и определит характер реальных угроз, а не виртуальных угроз безопасности существования Российского государства, интересы стабильности государства. Естественно, надеялись, что Совет безопасности предложит мощную геополитическую концепцию обеспечения безопасности России, включая формирование сети союзников, дружественных государств, государств – партнеров по интересам, и Совет безопасности представит президенту, как главе Совета безопасности, конкретную программу возрождения, восстановления нашего потенциала безопасности. К сожалению, мы всего этого не увидели. Не думаю, что он может стать кандидатом в президенты. У него много конкурентов, и потом, несмотря на его международный опыт, у него нет опыта организации внутреннего потенциала России.

«Очень сомневаюсь, что его кандидатура вынырнет»
Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, депутат Госдумы, экс-спикер:

– Его должность не публичная. Сейчас, при Игоре Иванове, Совет безопасности стал регулярно собираться. Многих удивляло его назначение из министров иностранных дел на Совет безопасности. Были оценки, что это понижение или вежливый отвод от высоких государственных должностей. Поскольку информацию о заседаниях Совета безопасности я также получаю, как и вы, то есть никаких специальных документов депутатам не рассылается, поэтому я хорошо не знаю всех деталей, и мне трудно говорить, где были неудачи. Будет ли Игорь Иванов участвовать в президентских выборах? Думаю, что он не может стать кандидатом в президенты, потому что трудно так из политика, который не публичен, стать публичным политиком. Но с другой стороны, все зависит от того, с какой должности будет стартовать, хотя я очень сомневаюсь, что его кандидатура вынырнет на эту должность.

«Он слишком слабая фигура»
Сергей МИТРОХИН, депутат Мосгордумы, заместитель председателя партии «Яблоко»:

– Я вообще ничего не знаю о его деятельности на этом посту, поэтому трудно как-то оценить. Сам этот Совбез ничего не решает и ни на какие вопросы не влияет, поэтому его личный вклад бессмысленно оценивать. Сам орган такой, что он навряд ли может что-то сделать. Навряд ли он станет кандидатом в президенты. Кто его выдвинет? Для преемника он слишком слабая фигура.

"