Posted 5 июня 2020,, 08:03

Published 5 июня 2020,, 08:03

Modified 7 марта, 14:47

Updated 7 марта, 14:47

Владимир Таушанков в последние часы своей жизни

С лицензией на убийство: почему Росгвардия застрелила "похитителя обоев"

5 июня 2020, 08:03
Фото: E1.ru
Владимир Таушанков в последние часы своей жизни
В Екатеринбурге Росгвардия задерживала подозреваемого в краже 4 рулонов обоев. Штурм закончился гибелью парня. Отца убитого просили «сознаться»: сын держал его в заложниках, а добрые собровцы освободили. В семье уже справили поминки, а нужду в огне на поражение власти так и не объяснили. Как будто и не было человека...

Юлия Сунцова

Сегодня шестой день с момента расстрела СОБРом в столице Свердловской области 27-летнего парня. Владимир Таушанков вынес из строительного магазина 4 рулона обоев. Кассирша и кладовщик разобраться с парнем на месте не смогли и нажали тревожную кнопку. Оценили кражу в 8 тысяч рублей. Парень до дома обои не донес, а почти сразу же и выбросил их вблизи торговой точки, после чего убежал и заперся в своей квартире. Спецназ Росгвардии прибыл на домашний адрес, но аккуратно задержать и передать «особо опасного преступника» следователям не смог. Зато смог расстрелять.

Что произошло в подъезде у двери квартиры задерживаемого? События, как нам сообщают, восстанавливает следствие.

Однако уже видны явные попытки со стороны силовых структур подтасовать факты.

Мать подозреваемого, находившаяся в день трагедии снаружи вместе с полицией, просила отряд подождать - она хотела съездить за запасным ключом и открыть им квартиру. Но ждать СОБРу зачем – зря что ли выехали? Почему понадобилось именно взламывать дверь в жилище (к тому же, скорее всего, без постановления суда)? Вопрос завис в воздухе.

Сразу же после стрельбы мужчину, только что потерявшего сына, потащили в отделение и попросили «сознаться» в том, что штурмовики якобы высвобождали его из заложников и только случайным образом зацепили пулей яростного захватчика… Только отец, ставший невольным свидетелем убийства собственного сына, пришел в СМИ совершенно с другой версией и версию "каскам" запорол. В отличие от официальных лиц, он озвучил ее сразу же после трагедии.

Сына застрелили снаружи через закрытую дверь, клянется отец.

Прибывшему наряду Владимир дверь не открыл, тогда полицейские вызвали на место отца в качестве переговорщика, которого тот в квартиру впустил. Несколько часов они разговаривали. Парень был сильно расстроен и был готов заплатить за выброшенные обои, рассказал отец. Но как дальше взаимодействовать со стоявшими уже несколько часов под дверьми вооруженными людьми и угрожавшими грудой уголовных дел, он психологически не понимал. Когда ночью квартиру стали вскрывать, Владимир подошел к двери, после чего раздались выстрелы. Умирающему парню скорую не вызвали. Итог - бессмысленная смерть у всех на глазах.

Символично, что трагедия в Екатеринбурге произошла одновременно с убийством при задержании афроамериканца Джорджа Флойда в США – стране, которую российские пропагандисты не первый год гравируют под образ главного идеологического противника России.

Так вот в «ненавистном заокеанье» смерть человека по вине полицейских в одночасье привела к массовым беспорядкам и погромам в крупных городах, и для усмирения протестующих пришлось подключать армию. Только вот разбушевавшихся граждан не стреляли, и даже не винтили без разбора и не пихали в автозаки за сожженные города. Полицейские на коленях попросили прощения у людей, чувствующих себя сопричастными убийству в Миннесоте. Картина, потрясшая мир. Но грузную российскую правоохранительную машину с места не сдвинувшая.

Следственный комитет два дня молчал, после чего ограничился сухой справкой о смерти.

В своей сводке ведомство называет убийство парня «инцидентом», «ситуацией», «случившимся».

«В ночь на 1 июня 2020 года в одной из квартир дома по улице Рассветной в городе Екатеринбурге сотрудники СОБР управления Росгвардии по Свердловской области применили огнестрельное оружие при задержании лица, незадолго до этого совершившего разбойное нападение в одном из торговых центров. В результате полученных огнестрельных ранений мужчина (подозреваемый) скончался на месте происшествия. По данному факту следственными органами СК России по Свердловской области незамедлительно была организована доследственная проверка, по итогам которой будет дана объективная правовая оценка ситуации с принятием соответствующего процессуального решения».

В настоящее время следователи опрашивают сотрудников Росгвардии и полиции, принимавших участие в задержании, жильцов подъезда, анализируется должностная документация, регламентирующая действия силовых структур, для определения точной причины смерти погибшего назначена судебно-медицинская экспертиза, также сообщает Следком.

Одновременно с этим, Управление СК по Свердловской области ищет признаки асоциального поведения в жизни 27-летнего екатеринбуржца, застреленного Росгвардией. Для этого проверяется его техника, - сообщили URA.RU собственные источники в ведомстве.

Росгвардия, спустя те же два дня молчания, родила свою версию - о якобы симметричном ответе на сопротивление подозреваемого:

От отца подозреваемого, ушедшего на переговоры с сыном, якобы долгое время не было никаких известий, что «могло свидетельствовать о еще одном возможном преступлении», поэтому было принято решение о входе в квартиру, - объясняет Росгвардия, и при этом не забывает упомянуть, что парень якобы ранее был судим за незаконный оборот наркотиков. (Информация о судимости на сегодня не подтверждена, прим.ред.)

При штурме сотрудники СОБРа испугались «предмета, внешне похожего на автоматическое оружие» и агрессивного задержанного. И «в результате сложившейся обстановки, воспринимая его действия как реально опасную ситуацию, решили открыть огонь», - отвечает ведомство на журналистский запрос.

Убийство 27-летнего парня из-за кражи обоев обсуждает вся страна.

Политик Евгений Ройзман указывает на то, что силовики никогда не смогут найти разумную причину, чтобы оправдать бессмысленное убийство молодого человека:

«Всех потрясло убийство, которое произошло в Екатеринбурге на ЖБИ. По фактам. Человек, которому 27 лет, пошел в магазин покупать обои. За обои он не заплатил, начался какой-то скандал. Он выскочил из магазина. Обои выбросил. За ним погнались. Он забежал домой. К нему пришла полиция. Там же за дверями стоял его отец. Отца он запустил, в полицейского брызнул из баллончика, после чего был вызван СОБР. Парень находился в квартире с отцом. СОБР стрелял через двери. В результате парня убили. Мало того, что убили, не вызвали скорую, и он умер. Сутки Росгвардия хранила молчание, потом несколько заявлений сделали, что якобы парень наставил на них что-то типа страйкбольного автомата. Из того, что известно лично мне. Действительно, парень был сколько-то неадекватен, это заметили в магазине. Мы разговаривали с кассиршей, которая сказала, что было понятно всем, что он неадекватен. Можно много говорить про обои, про то, что он в полицию из баллончика брызнул, но факт остается фактом – убили молодого парня в его собственной квартире. При всей его неадекватности он какой-то угрозы не представлял. Возбуждали дело по обоям, но обои-то были выкинуты, то есть ущерба-то там не было. Ну хотели вы его привлечь, повесткой вызовите, родителям передайте повестку. Зачем врываться в квартиру? Зачем застрелили человека? И вот на этот вопрос на самом деле ответить никто не может. Убили-то зачем? СОБРу сложно предъявлять какие-то претензии. У них нет задачи «думать», у них задача – «ликвидировать». Зачем их туда вызывали, для чего? Здесь, на мой взгляд, жуткий коктейль: рвение и непрофессионализм. История эта задела всех. Человека убили на глазах у родителей. И никто не может сказать, а зачем его убили. Просто потому что могли, да?»

Политолог, журналист Федор Крашенников обращает внимание на оказавшегося в магазине покупателя-силовика, который, по его мнению, мог стать пружиной трагедии.

«Много думаю про убийство росгвардейцами Владимира Таушанкова и вот сформулировал то, что лично мне в этой истории кажется странным - помимо того, зачем парню вдруг понадобилось грабить магазин, при чем ради четырех рулонов обоев и даже не попытавшись прикрыть лицо маской, что в нынешней ситуации было бы вполне логично. Итак, предположим, в магазин приходит молодой человек и ведет себя неадекватно - пытается украсть что-то, дерется, машет ножом (кадров из торгового зала я лично не видел, так что не знаю, что там было внутри и какие побои он наносил кому). Что должны сделать сотрудники и посетители магазина? Постараться защитить себя, вызвать полицию, по возможности - обезоружить нападающего и сдать его полиции (хотя это весьма сомнительное мероприятие в юридическом смысле). Но лучше просто выпроводить его из помещения и ждать полицию, которой и предоставить всю информацию - видеозаписи, показания и т.д.

Таушанков в общем и не планирует как-то продолжать безобразить в магазине - он его покидает. Казалось бы, ну и ждите себе полицию, господа пострадавшие. И вот тут начинается очень странная история. Сотрудник магазина, вооруженный ломом, и некий посетитель, который вроде как силовик, но не при исполнении, кидаются в погоню за Таушанковым. Зачем? Что бы они стали делать с ним, если бы догнали? Бить ломом? Предположим, они очень ответственные граждане и хотели задержать похитителя обоев - и если бы, предположим, они его как-то поймали и сдали в полицию, то они, возможно, чествовались бы как герои. Особенно который силовик: мол, даже в нерабочее время стоит на страже правопорядка! Но поймать Таушанкова самостоятельно они не смогли, зато узнали его дом и подъезд. Казалось бы, вот и все - сейчас приедет полиция и вступит с незадачливым грабителем в переговоры о сдаче.

Силовые структуры действительно появляются, но ведут себя так, будто уже совершенно точно уверены, что имеют дело с вооруженным до зубов террористом. Версии о том, что человек может быть психически не здоров, находиться в состоянии какой-то кратковременной неадекватности почему-то вообще не рассматриваются. Никакого профессионального переговорщика почему-то не зовут. Ждать не готовы - хотя, казалось бы, куда спешить? То, что отец находится в квартире своего сына, воспринимается как захват заложника и никак иначе. В итоги Таушанкова убивают (по словам его отца) сквозь дверь и начинают потом рассказывать, что он брызгался газом, направлял «что-то похожее на автомат», и вообще - «был судим». К чему я это? К такому вот предположению: а может быть этот вот активный покупатель-силовик и выступил пружиной трагедии? Неужели одного звонка из магазина хватило, чтоб началась такая движуха? Может, это он поднял на уши коллег, приукрасив ситуацию так, что СОБР приехал с настроением стрелять? Что о нем вообще известно? А что, если я или любой из вас позвоним в полицию с сообщением о разбойнике, живущем в соседней квартире - сразу СОБР пришлют?»

Уполномоченный по защите прав человека в Свердловской области, член СПЧ Татьяна Мерзлякова подала запросы в прокуратуры трех уровней с требованием дать оценку действиям сотрудников правоохранительных органов, повлекшим гибель Владимира Таушанкова.

«У меня перед глазами стоит плачущая мать, которая все время вопрошала: «Мы что, не люди? Почему с нами так можно? Семья совершенно нормальная. Родители купили сыну квартиру в хорошем районе. Он закончил два курса университета, ушёл в бизнес. Я не вмешиваюсь в вопросы следствия, но есть сомнения в том, что он вообще украл эти обои. Режим самоизоляции мог сказаться на поведении человека, потому он просто мог что-то не понять. <…> Один-единственный главный вопрос – был ли соблюдён баланс между тем, что сделал парень, и тем, какие силы к нему применили. У сотрудников Росгвардии тяжелая работа, мы все понимаем. Но разве нужно было посылать спецназ для захвата в этом случае? Всех похитителей обоев будут задерживать силами Росгвардии? У нас ведь и по более серьёзным преступлениям, бывает, полицию не дозовёшься, а тут Росгвардию подключили… Зачем вообще нужно было тащить бойцов спецназа на этот этаж, где произошла трагедия? Нам бы очень не хотелось, чтобы население пугалось людей в форме Росгвардии», - сказала она в интервью МК.

На учете в Психоневрологическом диспансере убитый не состоял, а судимость, которую приписывает ему Росгвардия, в итоге не подтвердилась, - свидетельствует член СПЧ.

От редакции

Однако, на наш взгляд, стоит проверить на адекватность убийц в погонах. Судя по всему, доблестные росгвардейцы, поощряемые всеми благами от власти за разгоны митингов, возомнили себя как минимум джеймсами бондами с правом на вседозволенность и неформальной лицензией на убийство любого, кто окажется в поле зрения силовиков. Ведь прокуратура, суды, следствие все равно отмажут "своих".

Само собой разумеется, что убитый Таушанков стал посмертно фигурантом уголовного дела о применении насилия против сотрудника правоохранительных органов. Которые, кстати, штурмовали его квартиру в гражданской одежде!..

Только слепой не замечает, как наступает полицейщина во всех видах и формах, как скукоживаются права граждан...

"