Posted 4 апреля 2005,, 20:00

Published 4 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

«Они никогда не изменятся»

«Они никогда не изменятся»

4 апреля 2005, 20:00
В понедельник в Грозном прошло совещание, на котором было принято решение запретить на территории Чечни ваххабизм как идеологию террористов. Для этого президент республики Алу Алханов планирует подписать специальный указ. Кроме того, в Чечне будет создан «антиваххабитский» центр. А председатель Госсовета республики пре

Вчера в Грозном прошло совещание, посвященное сложной теме «Религиозный экстремизм на Кавказе. Арабо-мусульманское влияние на ислам в Чеченской Республике – проблемы и противоречия. Традиционный ислам – инструмент преодоления религиозного экстремизма в Чеченской Республике». В обсуждении столь важной темы приняли участие представители общественности республики, чеченское духовенство и практически все руководство Чечни. Основным проявлением «арабо-мусульманского» влияния был назван ваххабизм, широко распространенный среди боевиков. Главным идеологом ваххабизма на Северном Кавказе сегодня является террорист Шамиль Басаев, который даже принял новое имя – шейх Абдаллах Шамиль Абу Идрис.

В новейшей истории Чечни ваххабизм сыграл весьма пагубную роль. Придя на смену сепаратизму 90-х годов, это религиозное течение внесло раскол не только в ряды оппозиции, но и во все чеченское общество. Не секрет, что неприятие идей ваххабизма и борьба с его распространением во многом подтолкнуло муфтия Чечни, президента ЧР покойного Ахмат-хаджи Кадырова, некогда объявлявшего джихад России, перейти на сторону федерального центра. Тогда мало кому известное явление помогло Москве обрести в Чечне сильного союзника. Но за минувшие пять лет террористической войны о ваххабизме стало известно всей России.

Участники вчерашнего заседания в Грозном были настроены весьма решительно. И в первую очередь представители духовенства. Ведь как сообщил председатель комитета правительства ЧР по связям с религиозными организациями Висруди Ширдиев, за последние годы в республике от рук бандитов погибли более 50 религиозных деятелей. В начале совещания муфтий Чечни Ахмад-хаджи Шамаев предложил запретить ваххабизм законодательно. «Я считаю, что актуально стоит проблема объявления ваххабизма экстремистской идеологией и запретить его на территории Чеченской Республики», – заявил он. По словам муфтия, сегодня ваххабизм не является исключительно чеченской проблемой и распространен и в других регионах Северного Кавказа и Центральной России. Но по-настоящему борьба с ним ведется только в Чечне. Для противодействия ваххабизму муфтий предложил создать на базе Духовного управления мусульман Чечни специальную структуру. А для этого нужна помощь правительства. «У нас в штате семь человек, и никто из них не получает зарплату. Я забыл, когда последний раз мне выдавали бензин для служебной машины», – пояснил он.

Предложение муфтия Чечни поддержал и творчески развил председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов. Он отверг всякую причастность ваххабизма к исламу. «Есть ислам, который существует десятки веков. Все остальное, какими бы терминами оно ни прикрывалось, не имеет к нему никакого отношения», – заявил он на совещании. Он уверен, что сегодня военная составляющая борьбы с ваххабитами отходит на второй план, а главным является социальная обстановка в республике и в первую очередь «масштабная безработица». Кроме того, г-н Джабраилов предложил не ограничиваться одной лишь Чечней и создать в России федеральный антиваххабитский центр. Президент Чечни Алу Алханов на федеральный уровень замахиваться не стал, но также признал, что проблема ваххабизма является одной из самых важных для республики на сегодняшний день. Услышал он и слова муфтия Ахмад-хаджи Шамаева. Президент Чечни пообещал решить вопрос финансирования программы противодействия религиозному экстремизму в республике и призвал духовенство, деятелей культуры и науки координировать усилия в этой борьбе.

Результатом совещания стало принятие резолюции, в которой ваххабизм был объявлен основной идеологией террористов. Также было решено создать в Чечне специальный исламский центр, который возьмет на себя функции идеологического противостояния религиозному экстремизму. Он будет состоять из учебного и культурного комплексов. А главное, участники совещания призвали Алу Алханова своим указом запретить на территории республики религиозный и политический экстремизм вообще и ваххабизм в частности. После избрания парламента Чечни этот указ должен обрести статус закона.

Призывы запретить ваххабизм звучат уже давно. Еще покойный президент Чечни Ахмат-хаджи Кадыров заявлял, что «ваххабиты никогда не изменятся: с ними нельзя вести диалог, потому что они не воспринимают того, что им говорят». Он неоднократно обращался к федеральным властям с просьбой принять закон, по которому можно было бы привлекать к ответственности людей, проповедующих ваххабизм. Его просьбы были услышаны в Генеральной прокуратуре. Год назад заместитель генпрокурора РФ Владимир Колесников предложил ввести для ваххабитов уголовную ответственность, дополнив соответствующей статьей Уголовный кодекс РФ. Человека, в первый раз замеченного в исповедовании ваххабизма, прокурор предложил для начала сажать в тюрьму на год. Для ваххабитов-рецидивистов г-н Колесников требовал ввести «максимальную меру наказания». Однако инициатива Генпрокуратуры встретила неожиданное сопротивление депутатов. Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия») заявил, что «наказывать надо за конкретные действия, а не за религиозные убеждения», и пообещал завалить это предложение в своем комитете.

Вчера в Грозном также прозвучали слова предостережения. Уже после совещания секретарь Совета безопасности Чечни Рудник Дудаев призвал осторожно использовать термин «запрет ваххабизма». Чиновник считает, что проблема состоит в том, что некоторые террористы «используют лозунги ислама и называют себя ваххабитами», при этом преследуя свои преступные цели. Кроме того, Рудник Дудаев предупредил о международных последствиях запрета религиозного течения. «Мы не можем запрещать идеологию государства, с которым Россия поддерживает дипломатические отношения. Ваххабизм как религиозное течение является государственной идеологией Саудовской Аравии», – напомнил он.



ЧТО ТАКОЕ ВАХХАБИЗМ?

Шамиль АЛЯУТДИНОВ, имам-хатыб московской мечети на Поклонной горе:

– Слово «ваххабизм» крайне редко употребляется в исламской религиозной терминологии и вообще мало связано собственно с религией. В российской практике ваххабитами, как правило, называют радикально настроенных мусульман, однако, случается, этот термин применяют к активно религиозно практикующим верующим. В мировой практике он применяется исключительно к тем, кто пропагандирует идеи Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Он жил в XVIII веке в Саудовской Аравии и написал весьма актуальный для своего времени и особенно для той местности трактат о разновидностях многобожия с призывом к Единобожию. Современный фундаментальный толковый словарь арабского языка дает следующую формулировку: «Ваххабизм – призыв к очищению религии от суеверий, примесей и пороков многобожия». На территории России и стран СНГ идеи ибн Абдуль-Ваххаба используются молодежью с целью противопоставления их обычаям, имеющим религиозную основу, но потерявшим четкость ее выраженности за годы советской власти. Юношеский максимализм наших ваххабитов проявляется в слепой приверженности идеям ибн Абдуль-Ваххаба с противопоставлением их всему остальному в учении ислама.

Подготовил Михаил ПОЗДНЯЕВ

"