Posted 4 марта 2013,, 20:00

Published 4 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

Районный переворот

4 марта 2013, 20:00
4 марта 2012 года состоялись не только выборы президента страны, но также выборы московских муниципальных депутатов. Они запомнились тем, что в местную власть пришло очень много обычных граждан, которые захотели изменить жизнь своего района или города. Спустя год независимые депутаты подводят первые итоги. Среди достиж

Первое, о чем говорят многие муниципальные депутаты, когда их спрашиваешь о достижениях, – это стройки, которые им удалось остановить или не допустить. Депутат района Пресня Елена Ткач берет свою агитационную листовку и начинает перечислять. «Вот пункты о запрете точечного строительства и прекращении строительства новостроек, которые бы уродовали исторический облик, – зачитывает муниципальный депутат. – За этот год в нашем районе не было ни одного сноса зданий. У нас осталось две «горячие точки» – Большой Козихинский и Малая Грузинская, где у нас работает конфликтная комиссия при префектуре, и мы все-таки стараемся бороться». В районе Коньково депутатам и жителям удалось на публичных слушаниях отстоять участки земли, на которых собирались строить здания для Академии правосудия, Службы внешней разведки. «Мы не дали застроить яблоневый сад, – рассказывает депутат Сергей Соколов. – Благодаря нам пересматривается проект расширения улицы Островитянова, потому что жители не хотят расширять так, как хотят власти».

Депутат района Хамовники Александра Парушина сообщила, что вместе с коллегами она смогла помешать планируемому расширению Комсомольского проспекта и строительству дома-отеля у метро «Парк культуры». Главным же достижением г-жа Парушина называет то, что вместе с и инициативными жителями они отстояли две детские художественные студии – «Материнская школа» и «Рождение вещи», которые, по словам Парушиной, «пытался забрать под свои нужды муниципалитет».

Муниципальные народные избранники констатируют, что зачастую выступают в роли активистов с «корочками». Так, права отозвать разрешение на строительство у них нет, но есть возможность писать запросы, на которые обязаны реагировать представители исполнительной власти и инвесторы. Кроме того, если среди граждан, блокирующих строительство, оказывается депутат, сотрудники ЧОП уже не решаются вышвырнуть недовольных за пределы стройки. К примеру, минувшей осенью два депутата района Зюзино Наталья Чернышева и Константин Янкаускас в течение месяца помогали жителям спасать от сноса придомовую парковку, создание которой одобрило прошлое руководство управы, а нынешнее распорядилось убрать. По звонку жителей депутаты приезжали на парковку и прогоняли спецтехнику. Но день, когда управа оказалась проворнее депутатов, все-таки настал, и парковку снесли.

Нередко депутатам приходится решать задачи, которые совершенно не входят в их компетенцию. «Ко мне обратилась избирательница с жалобой на то, что в доме очень долго ремонтируют лифт, – говорит Александра Парушина. – Я написала в «Мослифт», после чего проблема была решена».

Как рассказал «НИ» депутат районного собрания «Щукино» Максим Кац, исполнительная власть, как правило, идет навстречу, если предложения не связаны с большими бюджетами. «Из локальных районных проектов очень много чего получилось сделать за год, – говорит народный избранник. – Например, удалось договориться, что в район будет закуплено 165 лавочек, будет организована пешеходная зона в том месте, где я хотел». Благодаря усилиям черемушкинского депутата Алексея Гусева, в районе появилась площадка для выгула собак.

Что касается более глобальных проектов, то здесь не все так гладко. «Нужно признать, что в связи с тем, что у нас нет значимого пакета голосов – нас трое против девятерых коммунистов и единороссов – мы парламентским методом мало чего можем добиться, – рассказал «НИ» Алексей Гусев. – С 1 марта начинаем сбор подписей за проведение референдума. Таким образом, мы хотим реформировать наше избирательное законодательство, чтобы можно было напрямую выбирать глав муниципальных образований, потому что та система, которая сейчас есть, неприемлема». Константин Янкаускас в свою очередь отмечает, что большинство депутатов собрания Зюзино блокирует принятие его предложений о строительстве в районе новой поликлиники и расселении ветхих пятиэтажек. «Пока этот вопрос даже в повестку дня не внесли, но я настоял на том, чтобы его обсудили в соответствующей комиссии, – рассказывает депутат. – У нас в районе каждый год перекладывают асфальт во дворах вне зависимости от его состояния. На это уходит 25–30% всего бюджета, выделенного на обустройство. Эти деньги можно было бы перекинуть на капремонт жилого фонда. Но у муниципального собрания нет права решать такие вопросы – на все нужно получать одобрение управы и префектур».

И все-таки депутаты ставят себе в заслугу то, что впервые за долгие годы муниципальные собрания перестали быть «болотом» с непонятным предназначением и функциями, а органом, куда начали обращаться за помощью граждане. Депутаты также считают важным не ограничиваться своими районами, а выходить на городской уровень. Самым же важным достижением за прошедший год народные избранники называют то, что они смогли отстоять институт публичных слушаний, на которых обсуждаются проекты по развитию и застройке районов. В декабре Мосгордума приняла в первом чтении закон об отмене публичных слушаний. В ответ муниципальные депутаты провели кампанию в СМИ, а также довольно резко выступили на обсуждении данного вопроса в самой Мосгордуме. В итоге в январе столичные парламентарии отказались от своей задумки.

Как заявила «НИ» председатель комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова, муниципалам был дан карт-бланш, чтобы определиться с тем, как они хотят работать. «На этот раз пришли работать в большинстве своем люди неравнодушные – это правда, – констатировала Татьяна Портнова. – Именно они смогли изменить систему местного самоуправления, повернув ее таким образом, что именно местное самоуправление стало контролировать жизнь в районе. Где-то это очень хорошо получается, где-то пока «раскачиваются». Правда, нарисовалась другая проблема: многие из тех, кто избрался, «не подписывались» под те полномочия, которые им сейчас добавили, и оказались к ним не готовы».

"