Posted 4 марта 2012,, 20:00

Published 4 марта 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:44

Updated 8 марта, 05:44

Наблюдатели наблюдали за наблюдателями

4 марта 2012, 20:00
Наблюдатели наблюдали за наблюдателями

Волонтеры из проекта «Гражданин наблюдатель» организовали вчера работу мобильных групп наблюдателей по округам Москвы. В каждой машине было три-четыре человека: водитель, юрист, один или два журналиста. К работе приступили, когда большинство москвичей еще спали крепким сном. В 7:30 водитель Валерий Шатух на своей личной машине уже собрал нашу группу: юриста Елену Зальцер, наблюдателя Илью Бекбулатова и корреспондента «НИ». Пока ехали, выяснили, что еще до начала голосования у каждого появилась своя «выборная история». Елена и Илья не смогли получить открепительные удостоверения, поскольку те «закончились». По этому факту они уже успели написать две жалобы в прокуратуру. Валерию же накануне пришлось буквально похищать свою бабушку из 70-й городской больницы. Ее уже должны были выписать после операции, но врачи вдруг перенесли выписку на понедельник. А родственников тех, кто в хирургическом отделении лежит без паспортов, настоятельно попросили привезти документы.

Подъехав к УИК № 1177, не пожалели, что так рано выехали. Ровно в 9 утра туда на автобусе с номерным знаком Х743УУ 199-го региона (Москва) подвезли группу человек из 20. Правда, пока мы ехали, они уже проголосовали. Но координатора группы – усатого статного мужчину – мы вскоре увидели на соседнем участке, расположенном в том же здании. Он время от времени общался с председателем комиссии. Илья Бекбулатов попросил полицию проверить у него документы. Тот повозмущался, но документы стражам порядка все же показал, обругал нашего наблюдателя и быстро удалился.

На участке № 855 проблемой стали разрекламированные видеокамеры. Предполагалось, что они должны снимать, как люди опускают в урны бюллетени, но на этом УИКе в объектив попадали лишь спины избирателей, которые эти урны просто загораживали. Рядом, на участке № 856, тоже не обошлось без казусов. Руководство одного из местных психоневрологических диспансеров подало список своих сотрудников из 11 человек, которые в воскресенье должны были проголосовать не по месту жительства, а по месту работы, то есть на этом участке. А сотрудница диспансера, которая приходила утром голосовать, сообщила наблюдателям, что у них на дежурстве в день голосования будет находиться только 4 человека, а не 11, как указано в списке. Все, что могла сделать наш юрист в этой ситуации, – это сверить, выписали ли этих людей из списка по месту жительства. Взяли одного человека наугад и позвонили в УИК № 1169 по месту его проживания – там сообщили, что его в списке нет.

В этот момент как раз позвонили с участка № 1022 с просьбой о помощи. Едем туда. Встречает нас очередь из 15 человек в ярко-оранжевой форме. Как нам рассказали наблюдатели, на участке идет массовое голосование по открепительным удостоверениям. Мы и сами это видим: через 10 минут дворников сменяет группа студентов. Прикрепленный к участку наблюдатель Евгения Романова замечает среди них девушку, которая уже была тут полчаса назад. «Простите, вы уже тут были? Вы голосовали?» – поинтересовалась наблюдатель. «Ой, нет…Ну, то есть я была, но не голосовала. Мы просто приходили с комендантом нашего общежития». Как рассказала г-жа Романова, это была уже четвертая группа студентов, которые приезжали голосовать на УИК по открепительным талонам. Через 20 минут наблюдатели вновь замечают в очереди человека, который уже был на участке ранее. Сверили документы с журналом – росписи в получении бюллетеня нет, все законно.

Тем временем наблюдатели жалуются на секретаря комиссии Ирину Овсянкину. «Нам не дают выполнять нашу работу, – рассказала «НИ» Евгения Романова. – Говорят: отойдите от стола на два метра, не дают смотреть документы». Наш юрист идет с наблюдателями в буфет составлять жалобу по этому факту. Мало-помалу у нашего стола образовалась довольно большая группа людей. Неожиданно вокруг стала ходить какая-то дама средних лет. Подсмотрела в блокнот корреспонденту «НИ», наклонилась к столу, заглянула в бумаги. «Простите, а вы кто?» – спросил Илья. «Я? Да я просто смотрю, чем вы занимаетесь. Мне просто интересно». Наблюдатели отвлеклись на свои дела, а дама, поняв, что происходит, бросилась в атаку: «Вот, молодежь, чем вы занимаетесь! Мешаете работе комиссии! Вам заплатили, наверное!» Выяснилось, что она наблюдатель от кандидата Владимира Путина, что позже нам подтвердили и в комиссии. «А вы не могли бы представиться?» – попросила ее корреспондент «НИ». – «Нет, вы же мне не представились! Где ваши документы?» Ознакомившись с журналистским удостоверением, дама не сменила гнев на милость: «Вообще, я не обязана вам представляться!» И ушла. Впрочем, ненадолго, вскоре она вернулась и, пока мы были на участке, наблюдала за нашей работой, стоя в дверях буфета.

"