Posted 4 марта 2012,, 20:00

Published 4 марта 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:44

Updated 8 марта, 05:44

Карусель закрутилась не везде

Карусель закрутилась не везде

4 марта 2012, 20:00
Накануне выборов корреспондент «НИ» созвонилась с заместителем руководителя движения «Демократический выбор» Игорем Драндиным, который сообщил о возможных «каруселях» в районе метро «Перово». Проголосовав с утра на своем избирательном участке, я отправилась в условленное место.

У выхода из вестибюля метро избирателей уже поджидало два автобуса. «Вы с открепительными? В Павловский Посад?» – радостно зазывала женщина лет 45. «Нет, далековато», – решила я, тем более что открепительного у меня не было. Между тем в автобусы рассаживались хмурые, неразговорчивые люди преклонных лет. «Откуда народ, почему именно в Павловский Посад?» – пытала я координаторов. «Да черт их знает», – пожимали плечами те.

Автобусы тронулись. Тут я заметила двух девчонок, топтавшихся на месте и огладывавшихся по сторонам. Выяснилось, что девушки – одна студентка, другая курьер – тоже собрались подработать на выборах и ждали некоего Михаила. Михаил оказался добродушным, улыбчивым парнем, рассказавшим, что нам необходимо поехать в подмосковное Монино и «часик погулять» по избирательным участкам. «Ну надо создать массовость, – объяснял координатор. – А то там два с половиной человека приходят, а бюллетеней 300 штук». Никаких вбросов, по словам Михаила, осуществлять не требовалось, открепительные тоже были не нужны. За часовую прогулку обещали 500 руб.

Пока Михаил дожидался всех записавшихся «сотрудников», я спустилась в метро. Здесь дежурили два парня в трениках, напряженно вглядывавшихся в толпу и направлявших подходивших к ним людей в сторону выхода. «Вы на выборы?» – спросила я. «Да, а вы кто?» – недоверчиво спросили они. – «Я Оля, в группе «В контакте» записалась к вам». Но, вероятно, наученные опытом парламентских выборов, мои собеседники напряглись: «Вы от кого? Открепительное есть?». – «Ни от кого, в Интернете записалась, открепительный мне на месте обещали выдать», – настаивала я. «Нет, вы не к нам», – отрезали мои собеседники и стремительно пошли прочь. Заметив, что я достала фотоаппарат, они впрыгнули в отходящий вагон, помахав мне рукой.

Не собираясь сдаваться, я пошла к тому выходу, куда бдительные координаторы направляли людей. Там дежурил туристический автобус с запасом питьевой воды на первом сиденье. «На выборы?» – спросила я водителя. «Да, в Химки», – ответил он, пропустив меня в салон, где уже сидели человек 20. Только я села, ко мне подошла блондинка в красной куртке, записала мое имя и телефон. Через несколько минут она вновь оказалась возле меня, но с изменившимся лицом. «Вас нет в наших списках, у вас есть открепительное?» – прокурорским тоном спросила она. «Есть», – соврала я, решив биться до конца. «Показывайте или выходите из автобуса», – потребовала «прокурорша». После минутной перепалки она вытолкнула меня из салона, спряталась от фотокамеры за сиденье и скомандовала водителю быстро отправляться. Автобус тронулся. Я не солоно хлебавши поехала в редакцию.

О том, чем закончился подмосковный вояж «НИ» рассказала внедренная в группу журналист Анастасия Каримова. По ее словам, в Химках «карусельщикам» позволили проголосовать за того, кого они хотят, выдали обещанную тысячу рублей каждому и отпустили. Рассчитавшись с народом, координаторы стремительно удалились на черном джипе с затертыми номерами. Удивительно, что участников операции не только не заставляли голосовать за определенного кандидата, но даже не агитировали ни за кого. Возможно, координаторы вовремя поняли, что разоблачены и решили не подставляться.

Подобные массовые «покатушки» из Москвы в область на выборах наблюдаются впервые, сообщил Игорь Драндин из «Демвыбора». Вчера десяти активистам этой организации удалось внедриться в «карусели» и зафиксировать грубейшие нарушения. «Схема вывоза людей из Москвы в день голосования используется для увеличения голосов в пользу нужного кандидата», – поясняет Драндин. После инструктажа каждому избирателю была вручена почтовая марка – вложенная в паспорт она являлась сигналом для члена УИК, который выдавал бюллетень так называемым своим людям. «В других случаях у людей просто отбирали открепительные удостоверения и использовали их по своему усмотрению», – отмечает активист «Демвыбора».

Главная же причина избирательного «туризма» заключается в том, что на президентских выборах беспрецедентное число москвичей выразили желание быть наблюдателями. Они «закрыли» практически все участки, и потому, по словам Драндина, в столице оказалось сложнее организовать вбросы и совершать другие преступления. Вот почему людей, прежде всего бюджетников, и решили вывозить в Подмосковье, где наблюдателей мало, а административный ресурс работает безотказно. «Наши внедренные «агенты» уже побывали в Сергиевом Посаде, Павловском Посаде, Дмитрове, Пушкине, где их возили аж на 13 участков, – говорит Игорь Драндин. – Никогда еще в Москве не было столь массового обращения граждан за открепительными удостоверениями».

Избиратели в Испании поставили рекорд по явке

В день президентских выборов двери российского посольства в Испании в Мадриде были открыты для граждан России с восьми утра до восьми вечера. Россияне, проживающие в Испании, демонстрировали высокую активность. Периодически у входа в холл, где проходило голосование, образовывалась приличная очередь. Многие взрослые приходили с детьми. Голосующих активно снимали испанские телеканалы, местные журналисты общались с россиянами. К 13 часам по местному времени стало очевидно, что имеющихся бюллетеней на всех желающих проголосовать может не хватить. Всего на мадридский избирательный участок ЦИК выделил 800 бюллетеней, из них 102 «ушли» для голосующих в Бильбао, Сан-Себастьяне и Бургосе.
«Люди очень активно голосуют с самого утра, и явка будет явно больше, чем мы ожидаем – на 30–40%, – прокомментировал корреспонденту «НИ» ход голосования временный поверенный в делах России в Испании Александр Суриков. – Думаю, что больше тысячи человек в Мадриде проголосуют. Если закончатся бюллетени, мы будем связываться с ЦИК и делать копии для голосования. Такой порядок предусмотрен российским законом о выборах. Каждая копия имеет свой номер, печать и подпись председателя избирательной комиссии». Подобная практика уже была апробирована 3 марта, когда на досрочном голосовании в Малаге и на Тенерифе не хватило бюллетеней. В целом, по словам г-на Сурикова, активность избирателей в Испании намного выше, чем на декабрьских выборах и тем более чем на выборах 2008 года. В парламентских выборах в декабре 2011 года здесь приняли участие более 500 человек.
О делегировании своих наблюдателей на избирательный участок в Мадриде заявили ЛДПР, «Справедливая Россия», штаб премьера Владимира Путина и самовыдвиженца Михаила Прохорова. Но в день выборов на месте оказались наблюдатели только Путина и Прохорова. 19-летний студент МГИМО Михаил Иванов находится в Испании с сентября, проходит здесь стажировку. На выборах он – наблюдатель от штаба Путина. «Я нахожусь на участке с десяти утра и буду до окончания голосования, – поделился с «НИ» г-н Иванов. – Здесь все проходит нормально, спокойно. Отрадно, что пришли голосовать много молодых людей».
Наблюдатель от штаба Михаила Прохорова – 29-летний физик Александр Пимиков. В Испании он всего один месяц – работает по контракту в университете Валенсии. «До этих выборов я никогда не голосовал, а здесь вдруг решил, что должен не только проголосовать, но и поработать наблюдателем, – рассказал Александр. – Сам связался с двумя организациями – волонтерским общественным проектом «Гражданин наблюдатель» и штабом Михаила Прохорова. Вторые ответили оперативно и без волокиты, сразу оформили и прислали все документы». Пимиков прибыл в посольство к восьми утра, присутствовал при опечатывании урны и, по его словам, «никаких нарушений не зафиксировал».
Наталья ТИМАШОВА, Мадрид


Русские в Германии ждут от президентских выборов чуда

Таких очередей Германия, наверное, не помнит. Если не все сто тысяч россиян, состоящих на консульском учете в Мюнхене, то несколько тысяч уж точно выстроились широкой лентой, протянувшейся вдоль улицы на сотню метров от консульства России. Несмотря на перспективу простоять часа два, а то и больше, никто не уходил. Двое загорелых парней – Федор Усачев и Никита Николаенко – специально приехали из Австрии, где отдыхают на горнолыжном курорте, заблаговременно взяв дома в Москве открепительные. И на вопрос корреспондента «НИ», стоило ли жертвовать днем отдыха, если, чего греха таить, результат предрешен, ответили так: «Знаете, это как Новый год, когда взрослые люди, догадывающиеся в общем-то, что чудес не бывает, все равно чуда хотят и даже ждут». Эту же мысль подхватили представители совсем иного поколения, родившиеся, судя по всему, вскоре после гражданской войны, Нелли Сергеевна и Дмитрий Борисович: «Мы в жизни столько раз голосовали, что не сосчитать, и почти всегда это была формальность. А вот эти выборы, несмотря ни на что, имеют смысл, даже если победит тот, чья победа была заранее известна. Помимо этого есть сверхзадача – победить в себе апатию и безверие, и она сегодня будет выполнена. Она уже выполнена: посмотрите, сколько пришло людей! И это дорогого стоит».
При входе на участок на специальных тренажерах проходили «краткий курс обучения» электронному голосованию все, кто не дружит с хайтеком и всем этим современным штукам предпочел бы старые добрые бумажные бюллетени. Знакомая девочка Даша голосовала первый раз в жизни и через перегородку спросила у своего папы, находящегося в соседней кабинке, что теперь нажимать. Тут же человек из избирательной комиссии строгим голосом велел не разговаривать. Мне это показалось неким перебором: почему право избирателя на уединение вменяется ему в обязанность? Хотя, может, я и не права. И вообще, наверное, это мелочи в сравнении с тем, что «я вновь повстречался с надеждой». С надеждой на демократическое правовое и цивилизованное устройство общества. Неожиданная встреча в самом неожиданном, прямо скажем, месте.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен


Несмотря на лавины и сели, в Таджикистане состоялись выборы главы России

Во дворе и за воротами Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Душанбе, где проходит голосование, выстроилась многометровая очередь избирателей. На выборах главы российского государства уже к часу дня отдали свои голоса свыше пяти тысяч избирателей.
А ведь перед голосованием в посольстве выражали сомнение в том, что активность избирателей будет высокой. «В общем, граждан на территории нашего консульского округа, исключая округ Худжанд, около 20 тысяч человек. Но это не означает, что все они избиратели. Многие утратили свою связь с посольством, некоторые много лет не оформляли российские паспорта», – говорил «НИ» зампредседателя избирательной комиссии в Душанбе, консул российского посольства Игорь Лабузов. Он не исключал, что в связи с угрозой снежных лавин и селевых сходов в горных районах Таджикистана многие просто не смогут добраться до избирательных участков. Но все обошлось. «На текущее время (около часа дня. – «НИ») проголосовали примерно в два раза больше избирателей, чем на аналогичное время декабря прошлого года, когда проходили выборы в Государственную думу», – сказал «НИ» российский посол Юрий Попов.
О политических пристрастиях российских граждан в Таджикистане можно судить по небольшому экзит-поллу, который провел корреспондент «НИ» у РЦНК. Одна из избирательниц, представившаяся Галиной, сообщила, что проголосовала за Владимира Путина. «Прохоров, конечно, не плохой, богатый, воровать не будет. Но Путина лучше знаем, да и он многое сделал. За Зюганова и Жириновского – это уже смешно», – сказала она. Мужчина средних лет сказал, что он и вся его семья проголосовали за Путина, и считает этого кандидата «самым сильным». «Остальные так себе. Ну Прохоров бизнесмен, он всю Россию продаст. Мы за Путина – за шефа. От него многое, даже в Таджикистане, зависит», – улыбаясь, отметил он. Несмотря на пасмурную и дождливую погоду все были в хорошем расположении духа и поздравляли друг друга «с праздником». «Я проголосовала за Путина, – сказала пожилая женщина, опуская бюллетень в прозрачную урну. – Он любит стариков». «А я за Зюганова, – сказала женщина, стоящая в очереди перед избирательной урной. – Я всегда была и остаюсь коммунисткой».
Всего в Таджикистане было открыто шесть избирательных участков: В Душанбе их два – в здании Российского центра науки и культуры и на территории душанбинского гарнизона 201-й российской военной базы (РВБ). Остальные – в полках военных баз в городах Куляб и Курган-Тюбе (юг республики), в городе Нурек (юго-восток), где расположен центр космического слежения «Окно» воздушно-космических сил и в Худжанде (север Таджикистана) – втором по величине городе республики.
Зарина ЭРГАШЕВА, Душанбе

"