Posted 4 марта 2008,, 21:00

Published 4 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:13

Updated 8 марта, 08:13

Ножницы в голове

Ножницы в голове

4 марта 2008, 21:00
Ножницы в голове

Вселенский скандал с карикатурами в датском журнале, случившийся более двух лет назад и, казалось, ушедший в историю, неожиданно получил продолжение. Более десятка датских газет вновь опубликовали карикатуру на пророка Мухаммеда. Таким способом они выразили протест против едва не состоявшегося покушения на 73-летнего художника Курта Вестергаарда, одного из авторов тех самых карикатур, что были опубликованы в 2005 году. Полиция раскрыла заговор, трое мусульман североафриканского происхождения, подозреваемых в подготовке убийства, были арестованы. Дальше – по нарастающей. Иран потребовал от Дании извинений. Датское правительство отказалось их принести. «Если кто и должен извиниться за свободу слова, права человека, тюремные сроки и отсутствие демократии, так это иранцы», – заявил один из членов датского парламента, а группа депутатов отменила запланированный визит в Иран. После этого Данию захлестнула волна беспорядков. Молодые люди из иммигрантских кварталов громят витрины магазинов, поджигают автомобили, забрасывают полицейских камнями и бутылками с зажигательной смесью… Мир опять раскололся. Судан вводит запрет на импорт товаров из Дании. А министр внутренних дел Германии призывает все европейские газеты перепечатать карикатуры на пророка Мухаммеда.

В России – другая история, не столь громкая, но тоже замешенная на взаимоотношениях искусства и религии. Проведен обыск в музее и Центре имени Сахарова. Следователей интересовали экспонаты выставки «Запрещенное искусство-2006». По оценке правоохранительных органов, некоторые из этих экспонатов содержали «унизительные и оскорбительные изображения по отношению к христианской религии и гражданам, исповедующим данную религию». Организаторы выставки привлекаются к уголовной ответственности по ст. 282.1 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам отношения к религии). «К сожалению, стены сахаровского центра используют для занятия грязным бизнесом, который бьет по репутации страны и по нравственности», – говорит сопредседатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков. Организаторы выставки обвинения отвергают. «Мы не будем сотрудничать со следствием, потому что все происходящее – заказ», – заявил директор музея Юрий Самодуров. У него назревает вторая судимость. Несколько лет назад он был приговорен к денежному штрафу в 100 тыс. рублей. Поводом для обвинений тогда послужила нашумевшая выставка «Осторожно, религия!» Правда, было возбуждено (но не доведено до суда) уголовное дело и против группы людей, разгромивших эту выставку.

Конфликты представителей разных конфессий с людьми искусства последнее время происходят все чаще. Такие конфликты обычно чем-то спровоцированы. Потому что четкую грань между художественной провокацией и провокацией религиозной провести подчас очень непросто. Ее проводят воспитание, вкус, чувство меры, а они у всех разные. Выставка «Осторожно, религия!», на мой взгляд, была непристойна. Радикализм ее устроителей мне лично претит. Но претит и радикализм погромщиков этой выставки. Ибо это цензура в агрессивном ее воплощении. Искусство, конечно, священно. Но все же не до такой степени, чтобы каждый художественный жест поверялся канонами православия, мусульманства или буддизма; чтобы в пространстве культуры шагу нельзя было ступить, не заглянув в святцы. Между тем тенденция очевидна: появление в сценическом (живописном, экранном и т.п.) произведении всяческих символов веры стало совершаться не без оглядки на церковные постулаты. Стремление табуировать содержание и форму произведений искусства становится знаком времени. А главное – оно находит отклик в светском обществе. В итоге – те же цензорские ножницы, только не в руках религиозных ортодоксов, а в собственной голове.

Вот, к примеру, такая история. В Сыктывкаре готовилась к постановке опера «Балда» на музыку Шостаковича по мотивам сказки Пушкина. Казалось бы, какие возражения? Первый – музыкальный классик, второй – вообще «наше все». Но тут кто-то решил подстраховаться. В итоге из либретто был вычищен известный персонаж – тот самый, коему был дан совет не гоняться за дешевизной. Когда подобный случай произошел в германской «Дойче опер», канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что спорить можно о вкусах, «но не о свободе искусства, свободе слова, прессы и мнений о религии».

Думаю, спорить о вкусах, и только о них, следовало и в те дни, когда в Москве готовился концерт Мадонны. Ей долго искали место для выступления. Но тут кто-то счел, что американской поп-диве вообще не место в духовном пространстве России, что ее «кощунственное» шоу может оскорбить чувства верующих. К счастью, разум возобладал над предрассудками. А несколько лет назад в центре такого же скандала оказался спектакль «Благовещение», которым открывался Московский международный балетный фестиваль «Гран па». Некий общественный комитет требовал запретить показ «кощунственного и развращающего балета».

Короче, нас призывают к политкорректности. Что это такое, проще говоря? Правильно – самоцензура. Добровольный отказ от высказываний, способных оскорбить чьи-то чувства. Но самоцензура, доведенная до абсурда, замешенная на страхах и современных фобиях, действует на общество более разлагающе, чем произведения искусства, кому-то кажущиеся «кощунственными».

Автор – публицист, политический обозреватель

"