Posted 4 марта 2005,, 21:00

Published 4 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

«Наше богатство – не нефть, а женщины»

«Наше богатство – не нефть, а женщины»

4 марта 2005, 21:00
Женщины с древнейших времен оказывали немалое влияние на политику. Новейшая российская история не исключение. И в депутатском, и даже в губернаторском кресле наши соотечественницы смотрятся вполне органично. Их коллеги-мужчины, правда, далеко не всегда ведут себя как джентльмены. Однако накануне «женского дня» каждый и

В свое время Борис Ельцин заявил: «Клара Цеткин черт знает когда родилась, а у нас до сих пор праздник! Почему? Потому что мы, ну, не какие-нибудь там гомосоциалисты. Мы все любим женщин!» Так первый российский президент сумел на удивление лаконично и емко выразить весь тот спектр чувств, который испытывает к празднику 8 Марта любой российский мужчина.

Разумеется, другие российские политики тоже пытались сказать по поводу женщин что-нибудь хорошее. «Наше богатство – не нефть, не газ, а наши женщины», – заметил как-то министр обороны Сергей Иванов. «Недостатков у наших женщин нет, вот за это мы их и любим», – в свою очередь говорил коммунист Василий Шандыбин. И на фоне этих добрых и верных слов каким-то второстепенным становилось то, что в полемическом угаре тот же Василий Иванович обвинял депутата Любовь Слиску в интимной связи с саратовским губернатором Дмитрием Аяцковым (с этой недели уже бывшим), а депутата Екатерину Лахову – «в освоении всякого секса – и с нашими, и с импортными презервативами». «Жаль, что мужчины так редко вспоминают о своих терпеливых матерях, верных подругах, сотрудницах, знакомых женщинах», – сокрушался в поздравлении Владимир Жириновский. И как можно было бы не простить после этого Владимиру Вольфовичу, что он публично радовался тому факту, что в Японии у мужчин зарплата выше, а в Афганистане женщин в принципе не лечат? Как после этого можно сердиться на него за то, что он оттаскал депутата Евгению Тишковскую за волосы?

Любовь СЛИСКА

А ежели какой-нибудь российский мужчина забывает на 8 Марта поздравить женщин, то его ждет дружное осуждение со стороны других российских мужчин, иногда даже публичное. И тут даже мужская солидарность не спасает. Два года тому назад один пермский законодатель предложил принять закон «О поздравлении матерей, жен и любимых с женским праздником», в котором предусматривались бы штрафы за, собственно, отсутствие таких поздравлений. Но от наказания рублем невнимательных мужчин спасло то, что следующее пленарное заседание пермского ЗакСа случилось после 8 Марта, и к этому времени коллеги депутата окончательно поняли, что он пошутил.

Самый же главный российский политик последней пятилетки, Владимир Путин, естественно, тоже поздравлял дам с 8 Марта, и не раз. В 2000 году, еще будучи и.о. президента, Владимир Владимирович 8 Марта поздравлял ткачих ивановской мануфактуры. Поздравлял, надо сказать, не очень уверенно, отделываясь дежурными фразами об интуиции, доброте и красоте женского пола. Кроме того, и.о. президента сообщил ивановским работницам, что в его жизни есть «4 женщины – жена, 2 дочери и собака, тоже девочка». Зато уже спустя 3 года, приехав с визитом в Тобольск, президент Путин встретился с 14 местными женщинами, поздравил их с 8 Марта и уверенно отчеканил: «Несмотря на то что в госуправлении работают свыше 50% женщин, из них только 7% находятся на таком статусном уровне, с которого начинается принятие самостоятельных решений». Более того, добавил президент, «законодательные органы власти начинают работать эффективно, если там не менее 20% женщин».

Джахан ПОЛЛЫЕВА

Стоит отметить, что последний тезис придумал не сам г-н Путин и даже не работники президентской администрации (кстати, спичрайтерскую работу в администрации курирует женщина – Джахан Поллыева). Закон о 20% вывели эксперты ООН, исследовав множество законодательных систем мира и обнаружив, что если женщин в парламенте меньше одной пятой, то такой парламент крайне мало занимается (если занимается вообще) проблемами детей и семьи. Поэтому в принципе разного рода робкие попытки введения квот для женщин-депутатов в Думе уже случались. По иронии судьбы, против таких квот довольно резко в свое время выступила именно известная женщина-политик Галина Старовойтова. Она считала, что подобный подход оскорбляет прежде всего самих женщин, потому что нельзя превращать половую принадлежность в достоинство.

А буквально за несколько дней до того, как г-н Путин разговаривал с тобольскими женщинами, Госдума «завернула» законопроект депутата Александра Чуева. Г-н Чуев хотел создать при Государственной думе женскую общественную палату, а при думском спикере – женский совет. Объясняя, зачем все это нужно, депутат, в частности, обронил, что собирается все «организовать, а уж женщины потом сами разберутся». Тогдашнего спикера Селезнева идея женской палаты не впечатлила. А вот женский совет при спикере вызвал у него заметно больше энтузиазма.

Тем не менее, скорее всего, женские квоты в России все-таки будут введены. Глава ЦИК Александр Вешняков уже успел сообщить, что подобный законопроект скоро будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.

Вокруг идеи квотирования будет сломано еще наверняка много копий. Владимир Жириновский вообще уже успел заявить, что такого количества женщин-политиков в принципе нет, и «шахтерской депутатской работой» женщины все равно заниматься не будут, просто мужчины в предвыборные списки включат своих жен и любовниц, а сами будут работать за двоих. И действительно, на первый взгляд, г-н Жириновский прав. Всего женщин в нынешней Думе 43 человека, т.е. меньше 10%, из них хотя бы в сравнительно активной депутатской деятельности замечены единицы. Но Владимир Вольфович все же погорячился. Политические перспективы у женщин есть. Чтобы это понять, достаточно привести несколько примеров.

Валентина МАТВИЕНКО

К примеру, именно женщине, как выяснилось, страна обязана феерическим докладом генерального прокурора Владимира Устинова. Напомним, что г-н Устинов в присутствии Владимира Путина и омбудсмена Владимира Лукина зачитал на расширенной коллегии работников прокуратуры весьма пространный текст, в котором говорилось о том, что «если у общества утрачено понятие греха и стыда, то порядок в нем может поддерживать только полицейский». Эту и еще много других оригинальных, но не очень конкретных и весьма слабо ассоциирующихся в общественном сознании с Генпрокуратурой философских идей, как выяснилось позже, г-н Устинов позаимствовал практически буквально из работ члена фракции «Родина», большой русской патриотки, 7 лет проработавшей в секретариате ООН в Нью-Йорке, Натальи Нарочницкой.

Или еще пример. Известно, что «единороссы» крайне солидарно голосуют по всем вопросам, но мало кто задавался вопросом, как технически достигнута такая безупречная слаженность фракционного механизма партии власти. А между тем и тут не обошлось без женщины. Напомним, что «единороссовскую» фракцию-гиганта для удобства администрирования поделили на 4 депутатские группы. Так вот, координатором одной из групп стала депутат Борзова, которая сказала своим товарищам: «Во время голосования смотрите на меня. Поднятая правая рука означает «за». Две руки – «против». Болтание руками – свободное голосование». Ну разве смог бы мужчина, пусть и умный, как Олег Морозов или даже Борис Грызлов, так вот элегантно решить поставленную задачу?

Еще если бы в парламенте было много женщин, в здании Госдумы наверняка запретили бы наконец пиво (которое с ужасом для себя обнаружила в депутатской столовой Фарида Гайнуллина). Также, скорее всего, прекратили бы боевые действия в Чечне и, главное, добились бы строгой финансовой отчетности. Ведь когда в Большом дворце государственного музея-заповедника Петергоф под пушечный салют женился министр экономической торговли Герман Греф, то только депутат от КПРФ, женщина-космонавт Светлана Савицкая задалась вопросом – а на какие, собственно, деньги игралась свадьба? Увы, Дума, наверняка из соображений мужской солидарности, отклонила запрос г-жи Савицкой. Правда, если уж быть объективным до конца, г-н Греф наверняка бы довольствовался банальным загсом, если бы не дружба с питерским губернатором Валентиной Матвиенко. Той самой женщиной, перед избранием которой известный политолог Игорь Бунин успел прославиться разглагольствованиями на тему о том, что женщине в России не бывать губернатором еще как минимум лет 10, потому что губернатором может стать только «доминантное животное».

Вообще же тема даже прямого влияния женщин на политику очень богата. А уж тема влияния косвенного (в качестве любовниц, матерей, жен, дочерей и прочих любимых женщин) вообще необъятна. При всяких таких рассуждениях главное – не забыть об одном. В своей автобиографии председатель Думского комитета по делам женщин, семьи и молодежи пишет о том, что в современных условиях женщине мало быть просто женщиной, нужно «еще и быть мужчиной». Дорогие, красивые и любимые наши женщины! Не слушайтесь г-жу Лахову – для того, чтобы вас ценили более чем достаточно, чтобы вы оставались просто самими собой.

"